Платить за российский газ республике практически нечем. Голубое топливо из России уже поступает в Молдавию меньшими объемами, чем это было прежде. В ноябре страна будет обеспечена газом всего на 51% от необходимого объема. Несмотря на молдавские долги по оплате газа, Москва готова идти на встречу Кишиневу, продлевая газовый договор, по сути, на условиях Молдавии.
Но чтобы получать энергоносители в полном объеме, все равно необходимы деньги, которых в стране нет. Решить проблему президент Майя Санду хочет за счет западных финансовых вливаний. Министр иностранных дел и европейской интеграции Молдавии Нику Попеску заявлял о необходимости выделить Кишиневу 1,1 млрд евро с целью преодолеть кризис. Но по результатам третьего заседания «Платформы поддержки Молдовы» в Париже республика уменьшила аппетит и рассчитывала получить уже 695 млн евро. В итоге Франция и Германия дали и того меньше — всего 100 млн евро.
Самый бедный, зато наиболее активный участник молдавской группы поддержки — Румыния, в общем-то уже помог, чем мог. Румынские власти обещали поддержать молдаван дровами и скромными 10 млн евро. На большее от европейских товарищей Санду пока рассчитывать не может.
Однако сложные отношения с Москвой и усугубляющийся общественно-политический и экономический кризисы в стране дают надежду Кишиневу стать «Украиной № 2», в которую так же будут вкачивать деньги. Данный вариант развития событий кажется правительству страны вполне возможным, если Молдавия окончательно порвет с СНГ. Об этом уже заявил министр экономики страны.
Пока что Кишинев остается членом Содружества, но от работы в руководящих органах и в обсуждении политических вопросов и вопросов безопасности отстраняется. Премьер Наталья Гаврилица опровергает планы Молдавии по выходу из организации, указывая на участие страны в выгодных для себя соглашениях и стремление не обострять ситуацию в мире. Но прозападные силы в парламенте и правительстве уже давно предлагают сделать выход из СНГ либо предметом торга для дальнейшей интеграции в Евросоюз, либо сделать это демонстративно в случае обострения отношений с Россией по вопросам газа. Чего же ждать на самом деле?
Молдавский политолог Дмитрий Кисеев в беседе с «МК» отметил, что Европа поддерживает Молдавию по всем вопросам, особенно связанным с тарифами, но намеренно не выделяет суммы, которые ей нужны. «Это пример двойственности политики Евросоюза. С одной стороны, мы готовы вас чем-то поддержать, с другой — есть существенная часть рисков, которые вы должны брать на себя сами. По отношению к Украине, да и к другим странам, проводится такая же политика. Они могли бы давно открыть квоты по некоторым товарам, но не делают этого принципиально. До сих пор, даже при условии, что действует Договор о свободной торговле, квоты по некоторым существенным позициям сохраняются».
С точки зрения стратегических интересов, отметил эксперт, выход Молдовы из СНГ — это катастрофа. «СНГ — не только Россия. У нас хорошие отношения с той же Белоруссией. Это очень стабильный рынок для молдавских товаров, который приносит деньги конкретным людям, конкретным экономическим агентам. Деньги, которые раздает Евросоюз, сейчас отчасти пойдут на компенсации населению за тарифы, но в основном эти деньги оседают в карманах экспертов, прикормленных фондов и организаций. Население эти деньги очень слабо чувствует».
Кисеев отметил, что сейчас размена ЕС на СНГ не предвидится. Однако это не исключено в перспективе. «Молдова сейчас не будет выходить из СНГ. Но у нас сливают периодически переписку наших министров и депутатов. Вчера слили переписку министра экономики Алайбы, который написал в частном разговоре, что Молдавия выйдет из СНГ, если «Газпром» прекратит поставки газа. То есть, в этой ситуации вполне реально, что они демонстративно примут такое решение».
Старший преподаватель МГИМО МИД России Алексей Зудин, считает, что Европа сейчас просто не готова оказывать ту поддержку, на которую рассчитывало молдавское правительство. «Дело в ресурсных ограничениях, с которыми сталкивается Евросоюз в продвижении своих интересов на постсоветском пространстве. Это связано с тем, что Украина пожирает все больше средств».
Сейчас Украина является безусловным приоритетом, во многом навязанным США, подчеркнул Зудин. «В силу приоритетности и ограниченности ресурсов основной акцент делается на Украине. Поэтому другие партнеры ЕС страдают. Это достаточно логично и неизбежно при текущем состоянии дел и повороте событий».
Политолог предположил, что у решения «Платформы поддержки Молдавии» есть второй план — скрытый. «Этот план обусловлен тем, что ни ЕС, ни США не готовы к более высокому уровню эскалации противостояния с Россией на Украине. Если ситуация для киевского режима на Украине ухудшится, а установка на его безусловную поддержку сохранится, то, возможно, приоритеты изменятся. Тогда в интересах Запада будет расширить противостояние с Россией, включив туда новые страны. Первый кандидат, разумеется, Польша, но тогда, вероятно, и Молдавия станет более приоритетной страной, чем сейчас. В плане ресурсов и прозападное антироссийское правительство Молдавии сможет рассчитывать на помощь Евросоюза».