Почему России так необходима государственная идеология

Для нашей страны это историческая норма

Необходимость государственной идеологии по-серьезному стала обсуждаться на самом высоком государственном уровне буквально в последние месяцы. Существенным моментом этого процесса стало утверждение указом президента РФ основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей.

Для нашей страны это историческая норма

На самом деле многие специалисты разговор о необходимости государственной идеологии не прекращали ни на минуту с момента изъятия из Конституции СССР шестой статьи о «руководящей и направляющей» роли КПСС в жизни советского общества. Рассуждая об идеологии, важно понимать, что дело здесь не в том, что при СССР «всё было хорошо», а в том, что по-другому всё невозможно и банально ничего не получится.

Как известно, коммунистическая идеология в России (или серия ее форм) пришла на смену российскому имперскому идеологическому триединству «православие — самодержавие — народность». То есть наличие идеологического основания государственного устройства — скорее историческая норма, а деидеологизированный характер государства — это скорее исключение, если не сказать нонсенс.

Хочу напомнить, что российская цивилизация (а то, что мы отдельная цивилизация, надеюсь, никому объяснять не надо) с момента появления формируется и развивается на основе самобытной российской культуры, сформированной культурными достижениями народов нашей страны. Культурное наследие, духовно-нравственные ценности, традиции, культурный базис, основы общественного устройства, традиционные религии — это всё основания нашей общей цивилизации. И хотим мы этого или нет, но все эти аспекты так или иначе объединяются идеологическими ценностями, вокруг них формируется идеологическая общность.

По большому счету идеология в государстве — это общественный договор относительно того, что является нормой. Напомню, норма в социальных системах — это состояние, не приводящее к разрушению системы. В русской духовной традиции это определялось и определяется понятием «правда». Напомню также, что «правдой» на Руси называли еще и признанные правовые нормы. В связи с этим правило «жить по правде» означает не только «не врать», но и соблюдать и укреплять основы общественного устройства.

Соответственно, признание нормы и нормальности на общественно-государственном уровне — это решение о защите социальной общности на основе общих духовных ценностей. Вы скажете, а разве есть какие-то духовные ценности, которые невозможно защитить через государственно-правовые инструменты? Зачем еще создавать сущность идеологии? Отвечу: если какое-то деяние наносит вред обществу, то его однозначно надо пресекать на административном или уголовном уровне. Это вопрос правовых отношений и это тоже «правда». Но идеология является системой более высокого уровня, а значит, право — это функция идеологии, а не наоборот. Принцип «закон превыше всего» работает только тогда, когда мы в обществе договорились об идейных основаниях этого закона, и если закон не соответствует идеологии, то меняется закон, а не идеология. Законы, как и государство в целом, должны основываться на идеологических принципах. И задачей общества является то, чтобы договориться о том, что хорошо, а что плохо, желательно на значительный временной период. Это уже вопрос цивилизационного развития.

Здесь хочется вспомнить еще про одну сущность, от которой мы усиленно отмахиваемся все последние 30 лет нашей новейшей истории. В данном случае речь идет о национальной идее как о ценностном принципе объединения нашего государства и общества.

Напомню, что у всех социальных организаций есть своя миссия, а точнее — предназначение. В теории управления под миссией понимается социальная роль организации, то есть значимый для общества социальный след. Если обществу миссия социальной организации необходима, то организация существует. Если миссия не очень значима, то и организация долго не проработает.

В государстве роль миссии выполняет как раз национальная идея. И разговоры о том, что у России не может быть национальной идеи, мне всегда казались странными. Но при этом и попытки упаковать национальную идею в краткую формулировку тоже, конечно, представляются неадекватными. Решение здесь, как мне кажется, находится в том, чтобы, определившись с государственной идеологией, установить, что миссией российского государства как раз и является реализация данной идеологии во всех возможных ее проявлениях.

Теперь хочется сказать о возможных вариантах этой самой идеологии…

Здесь, как говорится, есть что выбрать… В последние годы актуализировались идеологии русского мира, «пятой империи», а также идеология России как национального государства и пр. Сразу отмечу, что данные подходы я точно готов принять как имеющие право на существование, но список возможных идеологических оснований, конечно, шире. Здесь для меня важно обозначить идеологию близкого мне евразийства, а кроме того, различные формы реализации левой идеи — «новый социализм», социал-демократия, народно-патриотическая форма коммунизма, левый консерватизм, анархо-синдикализм, неотроцкизм и пр. Про экстремальные идеи типа национал-шовинизма или неолиберализма я даже говорить не хочу в силу их антисистемности и реальной неактуальности.

Общество так или иначе начинает находить и формулировать те объединяющие начала, которые реально претендуют на роль идеологии. Здесь, конечно, надо говорить про приоритет традиционных духовно-нравственных ценностей и о борьбе с деструктивными идеологиями, о чем сказал президент России в уже упоминавшемся выше указе. В общем, путь формирования и принятия основных постулатов государственной идеологии у нас, однозначно, просматривается.

Сразу заявляю, что я не навязываю здесь свою точку зрения, но я точно за то, чтобы навязывалась точка зрения, которую мы как общество примем в роли идеологического базиса. Идеологию важно не только принять. Не менее важно ей следовать, а также обеспечивать ее реализацию и защиту. Здесь разговор о цензуре (от которого мы также бежим уже 30 лет) мне представляется однозначно обязательным.

Нам ускоренными темпами надо решить, через какой организационно-правовой механизм мы разрабатываем и как принимаем нашу государственную идеологию. Вариантов здесь точно больше одного, начиная с Земского собора и заканчивая съездами Советов (меня как левого эсера оба варианта устраивают). Еще одним реальным способом принятия идеологии является созыв Конституционного собрания (что у нас предусмотрено законом), которое примет своим решением дополнения в Конституции РФ, обозначив идеологические основы существования нашего государства и определив их составной частью Основ конституционного строя. Таким образом, мы предадим идеологии понятный статус системы обязательных норм.

Соответственно, хотелось бы обозначить несколько правил реализации идеологии.

1. Идеология — первична и обязательна. Все решения в государстве и обществе должны ей соответствовать.

2. Идеология связана с историческими достижениями народа, общества и государства, с одной стороны, но с другой — формирует образ будущего для человека, страны, места государства в мире.

3. Идеология основывается на культуре, традициях, духовно-нравственных ценностях народов нашей страны.

4. Существенным моментом идеологии являются русский язык и русская культура.

5. Государство — необходимый атрибут реализации идеологии. Аналогичным обязательным элементом реализации идеологии является признание роли и места наших Вооруженных сил.

…Сейчас не хочется сильно углубляться в осмысление наших общих идеологических ценностей. Как вы прекрасно понимаете, мне здесь есть что сказать. Но, конечно, это тема отдельного разговора. И мы как общество, конечно же, в состоянии договориться и принять перспективную с точки зрения развития государства и общества идеологию. Сейчас же мне важно донести одну простую истину: идеология нам нужна для сохранения нашей общности и идентичности. Потерять себя легко, а заново найти — почти невозможно. Продолжение блуждания в идеологических потемках чревато утратой нашей страной государственности и своего цивилизационного пути. Сейчас, как мне кажется, реальность данной угрозы всем абсолютно ясна и очевидна.

К сожалению, приходится отмечать, что чиновникам и правящей партии не нужна идеология: начальство «скажет» — они будут либералами, «скажет» — националистами. Большинство из так называемой системы не имеет вообще никаких убеждений. Им кажется, что это удобно, но на самом деле убежденный в определенных идеологических установках чиновник, политик или военный, при прочих равных условиях, оказывается эффективнее того, кто «просто выполняет свою работу». И дело здесь не только в том, что идеология добавляет настойчивости, последовательности или упрямства. На стороне идейных последователей — вся армия тех, кто уже когда-то победил, исповедуя определенные ценности, тех, кто нарастил идейные мускулы, накопил опыт не только побед, но и поражений. Как говорил Ньютон: «Я стоял на плечах гигантов». Это не только про научное знание, но и про идеологическое: убеждения позволяют решать более сложные задачи. Безыдейные люди, как правило, на большое, великое, значимое и неповторимое часто просто-напросто не способны, чего не скажешь про людей с убеждениями и ценностями.

Эти особенности и правила работают не только в политике, но и в бизнесе, на производстве, в науке, образовании и даже в здравоохранении. Часто говорят, что «хороший человек — не профессия». Здесь хочется добавить, что профессионал без убеждений не способен на великое. И это правило, конечно, работает без всяких исключений в политике. Нельзя стать патриотом, социалистом или либералом, исходя из «рыночной конъюнктуры», как нельзя, например, резко превратиться в защитника Донбасса, если восемь лет для тебя этой проблемы ментально не существовало.

Именно сейчас, в период самых значимых цивилизационных испытаний со времен распада СССР, нам всем нужна идеология. И не надо говорить, что «всё понятно», «всё сказано» и «всё написано». На самом деле, ничего непонятно. И будет непонятно до тех пор, пока идеология не начнет носить государственный характер, а государственный статус подразумевает если не обязательность (хотя я за обязательность!), то точно не противоречие идеологии всех наших планов, деяний и поступков в политике, культуре, экономике, повседневной жизни. Ну, и государственный статус идеологии означает наличие ответственности, как административной, так и уголовной, за ее соблюдение. Именно этого многие в нашей стране и боятся. Этот страх и мешает нашей стране объединиться на основе общих ценностных норм.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28916 от 22 ноября 2022

Заголовок в газете: Главная идея для России

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру