Высокопоставленные индонезийские политики призывают западных лидеров пойти на уступки в отношении того, как далеко можно зайти в критике России за конфликт на Украине, чтобы не оставить саммит G20, который открывается во вторник, без совместного заявления. Ведутся переговоры, сообщает издание Politico.
По словам дипломатических источников, американские, европейские, австралийские, канадские и японские официальные лица находятся в числе тех, на кого оказывается давление со стороны индонезийских коллег, вплоть до президента Джоко Видодо, чтобы они проявили «гибкость» и рассмотрели возможность использования менее жесткой риторики для того, чтобы Москва — представленная на саммите на Бали министром иностранных дел Сергеем Лавровым — сказала «да» коммюнике по окончании встречи.
Как пишет Politico, Видодо «считает личным успехом», если удастся достичь декларации G20, сказал один из официальных лиц, добавив, что индонезийский лидер неоднократно сетовал на то, что он председательствует на «самом сложном» саммите «двадцатки» за всю историю.
Индонезийский президент также стремится избежать изгнания России из «группы двадцати» и превращения ее в G19, как это сделала G8 после присоединения Крыма в 2014 году.
Одной из возможностей было бы прямое сосредоточение внимания на аспекте «соблюдения международного права», отмечает Politico. В случае принятия это будет гораздо более зашифрованная формулировка, чем та, которую использовала «Большая семерка», которая неоднократно осуждала действия России против Украины.
В последнем заявлении G7, сделанном после встречи министров иностранных дел этой группы в этом месяце, Москва подверглась критике за события на Украине. «Мы осуждаем недавнюю эскалацию со стороны России, в том числе ее нападения на гражданское население и гражданскую инфраструктуру», — говорилось в сообщении «семерки». Согласно заявлению от 4 ноября, страны G7 также подвергли критике «безответственную ядерную риторику России».
«Очевидно, что мы не можем быть такими жесткими, как в G7, когда вам нужно согласие русских, китайцев и саудовцев, — сказал западный дипломат, имея в виду большую группу G20. — Вопрос в том, сколько нам нужно удалить».
Китай, Саудовская Аравия, Индия и Бразилия, четыре страны, входящие в G20, описываются как «сидящие на заборе» по этому вопросу.
Пекин, в частности, счел бы невозможным принять прямую критику России. Председатель КНР Си Цзиньпин, который лично примет участие в саммите G20, пока лишь пытается выказать неодобрение любых угроз применения ядерного оружия, не приписывая такие угрозы Москве.
Другой проблемой для Видодо является вероятное отсутствие «семейного фото» участников двухдневного саммита, который начнется во вторник. Согласно соглашению, все лидеры G20 должны были выстроиться рядами и сделать групповое фото в знак солидарности. На этот раз, однако, западные лидеры сомневаются в том, чтобы быть в одном кадре с главой российского МИД, пишет Politico.
Видодо, как предполагается, «заинтересован в оценке мнений коллег-лидеров по поводу такой «семейной фотографии».
Большая часть его лоббирования проходила в Камбодже, где индонезийский президент принял участие в Восточноазиатском саммите. Также в Камбодже находились президент США Джо Байден, президент Европейского совета Шарль Мишель, канадский премьер Джастин Трюдо и австралийский премьер-министр Энтони Албаниз. В Пномпене также находились российский министр иностранных дел Сергей Лавров и премьер Китая Ли Кэцян.
Выступая в Камбодже, глава австралийского правительства Албаниз подтвердил журналистам, что официальные лица все еще ведут переговоры по формулировке итогового коммюнике G20. «Вы знаете, как работают эти конференции. Мы только что прошли саммит Восточной Азии, встречу АСЕАН и ряд других саммитов. Так что мы ждем, что произойдет, но я еду на саммит G20 с большой уверенностью», — сказал Албаниз.
Как пишет Politico, Сергей Лавров раскритиковал Вашингтон за разжигание конфронтации в Азии. «Существует четкая тенденция к милитаризации региона за счет координации усилий местных союзников США, таких как Австралия, Новая Зеландия, Япония, с расширением НАТО», — сказал он.