«Мы знаем, откуда координировался теракт в Стамбуле. Мы не принимаем соболезнования посольства США», - столь резкое и однозначное заявление министр внутренних дел Турции Сулейман Сойлу сделал спустя несколько часов после взрыва и задержания предположительной исполнительницы теракта.
Острую реакцию главы турецких силовиков вызвало заявление пресс-секретаря Белого Дома Карин Жан-Пьер, которая осудила теракт и подчеркнула, что Вашингтон «плечом к плечу с нашим союзником по НАТО Турцией в борьбе с терроризмом».
«Я думаю, что необходимо оценить соболезнование, сделанное сегодня США, так, словно убийца был бы одним из первых, кто прибыл на место происшествия», - отреагировал на слова Вашингтона глава турецкого МВД.
Политолог, главред «МК в Турции» Яшар Ниязбаев предположил, что резкая реакция Анкары связана с ситуацией в Сирии.
- Турция долго пыталась донести до США свой тезис о неприемлемости сотрудничества американцев с «Рабочей партией Курдистана» и созданными на севере Сирии отрядами народной самообороны курдов. Это прямая угроза безопасности для Турции. Тем не менее США осуществляют тактическое сотрудничество с этими отрядами: обучают их, поставляют разведданные и вооружения, - пояснил Яшар Ниязбаев.
Для разрешения своих опасений Анкара пыталась провести военную операцию на севере Турции, но ей не позволили этого сделать, - напомнил эксперт. Теперь же турецкая сторона видит прямой след участия США в стамбульском теракте.
- Девушка, которую задержали по подозрению в исполнении теракта, проходила подготовку в лагерях отрядов народной самообороны. Поэтому для Турции соболезнования США - это лицемерие. Причем теперь турки говорят об этом открыто, а не за закрытыми дверьми, как это обычно принято, - говорит политолог.
Любопытно, что за резкой риторикой главы турецкой полиции могут стоять весьма конкретные политические цели. По мнению Ниязбаева, их четыре.
Первая напрямую связана с саммитом G20. Эрдоган сейчас находится на Бали, как и Джо Байден. Но президент США не горит желанием общаться с турецким лидером. Заявление Анкары с критикой соболезнований может подтолкнуть Вашингтон сесть за стол переговоров с Эрдоганом.
Вторая и третья цели лежат в области военно-технического сотрудничества Турции и США и планов Анкары по решению своих вопросов на севере Сирии.
- Турция может надавить на США по вопросам поставок самолетов F-16, которые сейчас блокируются американской стороной. Теракт в Стамбуле может подтолкнуть к разрешению проблемы поставок. Кроме того, нынешняя ситуация может способствовать началу военной операции на севере Сирии, - считает эксперт.
Нельзя сбрасывать со счетов и внутриполитическую повестку, связанную с грядущими выборами в Турции. Политологи не раз отмечали шаткую позицию Эрдогана. Курдский след в теракте может вывести нынешнего лидера страны и его команду из наметившегося крена, - считает Яшар Ниязбаев:
- Через семь месяцев в Турции выборы - и президентские, и парламентские. Так что сейчас идет закручивание гаек. Связь взрыва в Стамбуле с курдами ослабит влияние оппозиции, которая с ними сотрудничает.