– То, что сейчас предстоит сделать нашим войскам, в Боевом уставе называется «выход из боя и отход», – говорит Герой России Рустем Клупов. – Этому войска тоже нужно учить. Когда мы читаем исторические книги, там всегда упоминаются понятия «авангард» и «арьергард». Авангард выставляется впереди войск при наступлении, арьергард – прикрывает основные силы при отступлении.
– Главную роль предстоит выполнять арьергарду?
– Да, на арьергард теперь ложится основная задача. Это – наиболее подготовленные войска, которые должны сдерживать противника до того момента, пока главные силы не отойдут на безопасное удаление – на позиции, которые им для отхода определил командир. Арьергард будет делать это, пока основные войска не займут новый рубеж. Ему предстоит удерживать свой рубеж до последнего. До тех пор, пока здесь, в Херсоне, все не выйдут на левый берег, арьергард будет поддерживать оборону. Причем для арьергарда это мобильная оборона.
– Что это означает?
– От позиционной она отличается тем, то при мобильный обороне допускается оставление какого-либо участка, части территории. Войска наносят удары по вражеским рубежам, вытягивают на себя противника, наносят ему поражение и потом отходят сами, занимая дополнительные рубежи.
– То есть это не глухое сидение в окопах для прикрытия отхода войск?
– Нет. Действия арьергарда имеют свою тактику. Он не целиком уходит. Часть его остается, прикрывая тех, кто отходит. Потом те, которые отошли, занимают рубеж, вытягивают на себя оставшихся, отвлекая противника, чтобы тот не ворвался к ним на позиции, что называется «на плечах».
– Очень сложная задача.
– Да, получается это только у подразделений, имеющих хорошую слаженность. Это должны быть очень подготовленные люди. Ведь когда ты отходишь, появляется страстное желание перейти на бег, чтобы побыстрей оторваться от противника, что чревато большими потерями. Так что иногда лучше уж войскам держаться на месте, никуда не дергаться, тогда и потерь будет меньше.
– Так, может, и сейчас лучше было бы никуда не отходить? Даже в киевском руководстве заявляют, что в районе Херсона у нас сосредоточено большое количество войск, они крепко держат оборону, и периодически предпринимаемые наступления ВСУ постоянно захлебываются.
– Подчеркиваю: в данном случае это не отступление, а мобильная оборона с целью занятия более выгодных позиций по барьерному рубежу, которым является река Днепр. Это делается еще и с целью высвободить часть войск для нанесения ударов на другом направлении.
– Может, не следует об этом говорить, чтобы противник не догадался?
– Вы думаете, он этого не понимает? Прекрасно понимает. Потому и не радуется такому нашему решению. Вопли радости сейчас раздаются только в Сети, среди «диванных» экспертов.
На самом деле любая оборона имеет главной целью подготовку к наступлению и нанесению поражения противнику, создание благоприятных условий для перехода в наступление.
Читайте материал «После Херсона России придется ответить на проклятый вопрос своей истории»