В случае подтверждения фактов, считает депутат, его необходимо признать террористом. О том, насколько вероятна версия причастности Доннелли и можно ли будет его осудить, рассказал «МК» генерал-майор ФСБ Александр Михайлов.
Теракт на Крымском мосту был устроен 8 октября. На автомобильном участке моста был взорван грузовик. взрывное устройство было закамуфлировано в рулонах со строительной полиэтиленовой пленкой. Были разрушены два пролета моста. Погибли четыре человека. По информации ФСБ, опасный груз проследовал из Украины через Болгарию, Грузию, Армению.
Как написал в своем обращении к Генеральному прокурору Луговой, «Кристофер Найджел Доннелли неоднократно попадал в поле зрения правоохранительных органов как активный участник и исполнитель антироссийских программ». «Это офицер британских спецслужб, специалист по обороне, безопасности и иностранным делам, глава русского отдела НАТО. Полковник MI-6 в отставке, а ныне советник министра иностранных дел Литвы Доннелли является одним из вероятных участников теракта в Крыму. В октябре в СМИ попала переписка Доннелли с британским офицером Хью Уордом о планах по уничтожению моста», - говорится в обращении.
- Александр Георгиевич, какова вероятность того, что вина британца будет доказана?
- Если располагать всеми материалами, которые необходимы для расследования, то доказать это будет несложно. Но никто России такие документы предоставлять не будет. Мы можем обвинять британцев в чем угодно, но что у нас будет в сухом остатке?
Можно быть уверенными в том, что их спецслужба имеет отношение, в принципе, ко многим провокациям против Российской Федерации. Что касается Крымского моста, то кто только его ни хотел взорвать. И Соединенные Штаты, и тот же Зеленский говорил, что взорвет. Британцы помалкивали, но свое дело знали.
С точки зрения исторической справедливости такое расследование нужно проводить, а с точки зрения результативности - говорить не приходится. Великобритания давно на наши запросы не реагирует. Материалы нам не предоставят, хотя уже ни у кого нет сомнений в причастности Британии ко многим негативным проектам, которые они осуществляли на территории Российской Федерации.
На мой взгляд, британские спецслужбы не особо разборчивы в методах, но доказать их причастность - трудно. Сам исполнитель, который доставил этот грузовик, погиб. Он ничего и не знал.
- В чем могло выражаться участие Доннелли?
- Думаю, его участие заключалось в том, чтобы разработать эту операцию. Сделано все было грамотно. Груз был загнан к цели по большому кругу, неизвестно, на каком этапе он был погружен. Все следовало продумать до мелочей. У меня подозрения, что они параллельно запустили и железнодорожным составом грузовик, который потом взорвался. Серьезная аналитическая работа - британцы умеют это делать.
- Андрей Луговой пишет, что у тех, кто причастен к теракту, два пути: правосудие или уничтожение. Как, по вашему мнению, будут судить британского офицера в случае, если вину докажут?
- Ни «по понятиям», ни как-то иначе британского офицера, если его вину докажут, наказать не получится, потому что в России спецслужбы не занимаются ликвидацией на территории чужих государств. Вопрос о том, чтобы судить, тоже отпадает, так как нет весомых доказательств. Пока можно говорить только о виртуальном расследовании, которое прокуратура наверняка уже ведет вообще по факту взрыва. Привязать этого персонажа к делу сложно, но при желании все выяснится.