Если предварительные данные были верны, то Израиль потенциально приближался к своему самому правому правительству, отмечают западные СМИ. Первоначальные результаты выборов указывают на продолжающийся сдвиг вправо в среде израильского электората.
«Мы на пороге очень большой победы, – заявил 73-летний Нетаньяху своим сторонникам, собравшимся в Иерусалиме рано утром в среду. – Я создам националистическое правительство, которое будет заботиться обо всех гражданах Израиля без каких-либо исключений».
«Пока не будет подсчитан последний бюллетень, ничто не закончено и не является окончательным», – не собирается легко сдаваться со своей стороны главный противник Нетаньяху Яир Лапид, пообещав своим сторонникам, что продолжит бороться за то, чтобы «Израиль был еврейским и демократическим, либеральным и прогрессивным государством».
Подсчет голосов продолжался всю ночь – и к утру среды было подсчитано почти 80% бюллетеней. И если окончательные результаты подтвердят прогнозы, что Нетаньяху и его союзники получат в парламенте 61 место, необходимое для формирования правительства, то затяжной политический кризис в Израиле может подойти к концу. Впрочем, отмечает Associated Press, страна все равно останется разделенной, как и прежде.
Напомним, что состоявшиеся 1 ноября выборы стали уже пятыми в Израиле менее чем за четыре года. И центральной фигурой в них (как и прежде) был Нетаньяху, точнее – вопрос, способен ли он управлять страной. Находящийся под судом по целому ряду обвинений в коррупции экс-премьер отрицает свою вину, а его сторонники считают его жертвой охоты на ведьм. Зато политические противники видят в лидере правой партии «Ликуд» мошенника и угрозу демократии.
В любом случае, даже если Нетаньяху и его союзники получают вожделенное большинство в Кнессете, формирование коалиционного правительства может оказаться делом не быстрым, требующим долгих переговоров.
Как бы то ни было, чего не отнять у Нетаньяху – так это опыта руководства правительством. Он был премьер-министром Израиля дольше всех, управляя страной 12 лет подряд, прежде чем на смену ему пришла разномастная коалиция во главе с центристом Яиром Лапидом, ныне исполняющим обязанности премьера. Но созданная Лапидом коалиция была настолько хрупкой, что распалась всего через год пребывания у власти из-за идеологических и иных разногласий.
Не оправдались на прошедших выборах надежды тех, кто считал , что голоса палестинских граждан Израиля (а они составляют 20% населения страны) помогут заблокировать возвращение Нетаньяху к власти.
Своего рода сенсацией выборов стало успешное выступление крайне правого объединения «Религиозный сионизм» Итамара Бен-Гвира, ставшего третьей по величине парламентской партией. Бен-Гвир сделался одним из самых популярных политиков Израиля благодаря частым появлениям в СМИ. Он активно выступает за строительство поселений, называет арабских депутатов «террористами», призвал депортировать «нелояльных» палестинских израильтян, а недавно даже размахивал пистолетом в палестинском районе Иерусалима, призывая полицию стрелять в бросающих камни палестинцев. Канал «Аль-Джазира» охарактеризовал возглавляемую Бен-Гвиром партию как «антидемократическую, антилиберальную, антипалестинскую, гомофобную», которой отводится роль главного партнера Нетаньяху в правой коалиции. Поддержка со стороны Бен-Гвира способна помочь «Биби» избежать осуждения в ходе судебного разбирательства по делу о коррупции.
Безусловно, результаты выборов в Израиле будут иметь внешнеполитические последствия. И дело касается не только буксующего на протяжении многих лет ближневосточного урегулирования, не только отношений с региональными игроками. США, к примеру, предупредили партию Нетаньяху «Ликуд», что предоставление «религиозным сионистам» поста в правительстве нанесет ущерб двусторонним отношениям, пишет The Guardian.
Впрочем, Нетаньяху на подобные предупреждения ответил, что такое выбор не должен зависеть от внешних сил.
Касаются итоги израильских выборов и конфликта на Украине. Как отмечает, например, The Jerusalem Post, есть серьезные вопросы о том, будет ли следующее израильское правительство готово поставлять Киеву оборонные технологии. С одной стороны, отмечает издание, у Нетаньяху были дружеские отношения с Россией и Китаем. Но, с другой стороны, США сегодня считают эти страны своими главными противниками, «и Иерусалиму пришлось отказаться от некоторых связей с этими странами». Все это ставит Израиль в затруднительное положение, поскольку он не хочет быть стороной в украинском конфликте, в частности, из-за роли России в Сирии. Но в Иерусалиме не хотят, чтобы его воспринимали в Вашингтоне как устраняющегося от помощи Киеву.
– У России с Израилем всегда были стабильные отношения, он не пошел на поводу у тех стран, которые у нас сейчас считаются недружественными, – комментирует профессор МГИМО Александр Крылов. – Израиль сохранял те полноформатные отношения, которые у нас установились со дня их восстановления в 1991 году. Несмотря на то что внутриполитическая ситуация в Израиле была крайне нестабильной, тем не менее отношения у нас сохранялись на прежнем уровне.
Естественно, что Израиль испытывает очень серьезное давление со стороны тех же самых Соединенных Штатов Америки, поскольку они все-таки являются основным стратегическим партнером Израиля в ближневосточном регионе. Но тем не менее прежние премьер-министры (и Нафтали Беннет, и Яир Лапид) придерживались единой позиции о том, что не будут поставлять на Украину летальное оружие.
Что касается наших отношений, то, в принципе, Израиль не закрывал свои границы. В том числе открытыми они оставались для наших туристов, которые до сих пор пользуются правом безвизового обмена, который сохраняется в соответствии с подписанным Россией и Израилем договором (Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Государства Израиль об отказе от визовых требований при взаимных поездках граждан Российской Федерации и граждан Государства Израиль от 20 марта 2008 года. – «МК»).
Нетаньяху, насколько мне известно, более десяти раз побывал в Москве, неоднократно встречался в том числе и с президентом нашей страны. Так что, думаю, он останется верным той самой позиции, которой он придерживался, когда был премьер-министром. А он этот пост занимал в течение довольно длительного времени (суммарно 15 лет и 3 месяца. – «МК»).
– Как победа «Ликуда» во главе с Биньямином Нетаньяху изменит ситуацию в самом Израиле?
– Здесь, откровенно говоря, не могу сказать чего-то положительного. Потому что так устроена политическая система Израиля, что в любом случае Нетаньяху придется обращаться за поддержкой тех партий, которые будут готовы войти в правительственную коалицию. Пока еще рано судить, но в любом случае эта коалиция будет очень слабенькая, и Нетаньяху в лучшем случае удастся наскрести чуть более 60 голосов в Парламенте, а отсюда его политическая позиция будет довольно шаткой.
– Можно ли предполагать, что не получится «сколотить» новый парламент?
– Нетаньяху, конечно, удастся это сделать. У его конкурентов практически таких шансов не было. Но сказать, что это будет сильное правительство, – никто не возьмется об этом заявить.