Начальники британской разведки приказали министрам прекратить использовать свои личные телефоны для ведения государственных дел после предполагаемого взлома мобильного телефона Лиз Трасс, пишет Daily Mail.
Источник в Уайтхолле сообщил, что все министры, занимающиеся вопросами национальной безопасности, на этой неделе должны будут пройти новое обучение со службами безопасности, «чтобы убедиться, что все знают, как следует обращаться с этим материалом».
Министров предупредят, что они никогда не должны использовать свои личные мобильные телефоны для ведения государственных дел, поскольку они могут стать целью «враждебных государств», таких как Россия, Китай, Северная Корея и Иран.
Бывший председатель Объединенного комитета по разведке Великобритании Полин Невилл-Джонс заявила, что она «совсем нетерпима к идее, что министры могут пользоваться личными мобильными телефонами».
Предупреждения последовали за поразительными разоблачениями, опубликованными в Mail on Sunday, о том, что за личным мобильным телефоном Лиз Трасс в ту пору, когда она была министром иностранных дел, следили хакеры, которые, как считают британские источники, работали на Москву.
Взлом был обнаружен еще во время внутрипартийного конкурса на пост лидера партии тори этим летом, но Борис Джонсон и секретарь кабинета министров Саймон Кейс приказали закрыть эту информацию. В неведении держали даже депутатов и чиновников с высшим уровнем допуска.
Говорят, что Лиз Трасс была настолько обеспокоена потенциальным ущербом для своей заявки на лидерство, что у нее «возникли проблемы со сном», пока новость не была скрыта.
Предполагается, что объектом взлома в том числе стали очень деликатные обсуждения с другими министрами иностранных дел таких вопросов, как поставки оружия на Украину.
Утверждается, что взломанные сообщения включали частную критику Бориса Джонсона со стороны Лиз Трасс и Кваси Квартенга, что потенциально открывало их для попыток шантажа в то время, когда они оба были старшими министрами в его правительстве.
Источники в парламенте заявили, что шокирующий инцидент теперь, вероятно, будет расследован Комитетом по разведке и безопасности, который курирует работу служб безопасности. Один из источников в комитете сказал: «На первый взгляд, это выглядит очень серьезно. Протоколы использования безопасных линий существуют уже много лет — с какой стати министр иностранных дел пользуется своим личным мобильным телефоном? Честно говоря, не верится».
Баронесса Невилл-Джонс, бывший министр безопасности, заявила Times Radio, что министрам «крайне не здорово» вести официальные дела по частным каналам, особенно при использовании личных телефонов, которые «уязвимы» для взлома. «Здравый смысл подсказывает, что ваш мобильный телефон потенциально уязвим, и правилом является то, что вы им не должны пользоваться, – сказала она. – Вот из-за чего Хиллари Клинтон попала в беду».
Бывший главнокомандующий армией лорд Даннатт сказал, что инцидент со взломом указывает на «плохую дисциплину» среди министров, и сказал, что это усилило опасения по поводу передачи конфиденциальной информации министром внутренних дел Суэллой Браверман, из-за которой она подала в отставку в этом месяце, прежде чем Риши Сунак восстановил ее в должности.
«Если вы хотите сообщить о правительственных делах, используйте зашифрованное портативное устройство, используйте защищенную телефонную линию, используйте безопасные средства связи, – сказал он. – Люди на руководящих должностях получили доступ к этим безопасным средствам связи и должны их использовать. Невыполнение этого требования является нарушением дисциплины и, честно говоря, очень плохо отражается на их суждениях».
Однако один источник в службе безопасности сказал, что некоторым министрам не нравится использовать предоставленные правительством «неуклюжие» мобильные телефоны с шифрованием, другой добавил: «Мобильные телефоны с надлежащим шифрованием доступны, но они менее удобны, поэтому не так популярны».
Сэр Ричард Дирлав, бывший глава МИ-6, сказал, что высокопоставленные министры правительства являются «очевидными целями» для служб безопасности враждебных держав. Он сказал в программе The World This Weekend на BBC Radio 4, что «вероятность» заключалась в том, что телефон Лиз Трасс стал мишенью для России, которая, по его словам, обладает «значительными возможностями» для взлома.
А профессор Алан Вудворд, специалист по кибербезопасности в Университете Суррея, предположил, что телефон мисс Трасс, скорее всего, был заражен шпионским ПО, которое могло отправить подробности всех ее сообщений хакерам.
Эксперт по разведке профессор Энтони Глис охарактеризовал инцидент с телефоном Трасс как «фиаско» британских спецслужб: «Последствия ужасающие. Теперь мы знаем, что иностранная держава взломала личный мобильный телефон болтливой Лиз Трасс. Серьезность этого нарушения безопасности трудно переоценить. Будучи бывшим премьер-министром, бывшим министром иностранных дел и бывшим министром международной торговли, мисс Трасс была главным хранителем наших секретов национальной безопасности и получателем бесценных разведывательных данных МИ-6. Нам необходимо немедленное судебное расследование под руководством судьи Высокого суда, чтобы установить, как это произошло, кто несет ответственность и какая именно информация была скомпрометирована. Трасс отвечала за обеспечение национальной безопасности: самая священная обязанность любого правительства».
«Это фиаско сильно пошатнуло доверие наших ближайших союзников к нам, – подчеркивает профессор Глис. – Я считаю, что Борис Джонсон, который в то время был премьер-министром, не должен был скрывать эту новость, хотя, возможно, это было необходимо сделать по веским соображениям безопасности. Если бы средства массовой информации смогли сообщить об этой истории, у Лиз Трасс не было бы другого выбора, кроме как уйти в отставку. Само собой разумеется, что ее амбиции возглавить страну были бы исчерпаны. Наиболее вероятными виновниками являются русские, хотя мы также не можем сбрасывать со счетов Китай, Иран, Северную Корею или, возможно, Израиль, который вложил огромные средства в электронное наблюдение».
«Почти невозможно переоценить, сколько частной информации и сколько государственных секретов могло быть раскрыто, – оценивает последствия взлома телефона Трасс эксперт. – Хакеры могли читать ее электронные письма и сообщения в WhatsApp и, конечно же, прослушивать ее телефонные звонки. Но новейшее программное обеспечение для слежки гораздо более сложное. Даже когда телефон выключен, оператор-шпион может снова включить его и активировать микрофон. Это позволяет использовать телефон в качестве подслушивающего устройства. Не исключено, что камера тоже использовалась. Конечно, GPS-навигатор телефона постоянно передавал бы ее местоположение: пугающая угроза ее личной безопасности. Министры кабинета не должны брать свои личные телефоны на Даунинг-стрит, 10, в министерство иностранных дел или другие секретные зоны. Мы не знаем, соблюдала ли Лиз Трасс это правило, – еще одна причина, по которой судебное расследование является обязательным. Мы знаем, что она обычно использовала свой личный телефон вместо своего государственного устройства, которое имеет гораздо более надежную защиту от взлома. Теперь нам нужно выяснить истинную цену такого поведения».