НАТО обещает Киеву немецкие системы IRIS-T SLM, американо-норвежские комплексы NASAMS, систему ПВО Hawk. Современные комплексы Patriot PAC-3 американцы Киеву вряд ли захотят поставить, считает Хатылев.
По его мнению, если страны НАТО их и поставят все обещанное Киеву, «создать эшелонированную, интегрированную систему ПВО Украины… все равно не удастся». И все потому, что у самой Европы сегодня такой системы нет.
С конца 80-х годов европейская группировка ПВО деградировала. С того времени новых комплексов ПВО европейские страны НАТО не заказывали, старые системы ПВО, ракеты к ним, а также истребители-перехватчики ПВО массово пошли под списание.
К примеру, Великобритания вообще стала защищать с неба свой остров в основном истребителями, отказавшись в 1991 году от систем большой дальности «Бладхаунд Мк 2».
Франция также не имеет современных зенитных средств защиты от воздушных ударов.
Долгое время европейские страны защищали зенитные ракетные комплексы средней дальности Hawk разработки начала 60-х годов. Он пережил ряд модернизаций, и долгие годы все еще стоял на вооружении ряда стран. Но постепенно европейцы стали от него избавляться. Теперь это старье испанцы предлагают Украине для защиты Киева.
Зенитные комплексы в Европе разрабатывались. Например, немецкие IRIS-T SLM или американо-норвежские NASAMS. Однако к массовому производству комплексов ПВО эти попытки не привели. Потому сейчас, как ни старайся, а больше нескольких комплексов NASAMS или IRIS-T SLM европейцы предложить Киеву не в состоянии.
У европейской противовоздушной и противоракетной обороны, считает Хатылев, есть большая организационная проблема. Существующую в Европе структуру ПВО НАТО (NATINADS) нельзя назвать единой. Для этого необходима намного более глубокая степень интеграции национальных систем ПВО.
NATINADS разделена на два сектора: «Север», с центром управления на базе в немецком Рамштайне, и «Юг», с командным центром в итальянском Неаполе, который контролирует воздушное пространство над Италией, Португалией, Испанией, Грецией, Турцией, а также над Средиземным и Черным морями. NATINADS связана с национальными системами ПВО Франции, Испании, Португалии и Швейцарии, а также с объединенной системой аэрокосмической обороны США и Канады — NORAD.
По словам Хатылева, в Европе на дежурстве стоят в основном довольно старые системы ПВО. «Причем в каждой стране — свои. Интегрировать в единую систему их сложно. Но самое главное, у них фактически нет этой единой системы управления. По существу, им нужно заново строить и собирать свою ПВО», - отметил эксперт.
«У них действительно есть объединенный командный пункт — штаб объединенных вооруженных сил НАТО, — поясняет эксперт. — Но там про задачи объединенной противовоздушной и противоракетной обороны — ни слова. Это объединенный командный пункт, где стоят компьютеры, всякие «говорилки» имеются, откуда передаются команды. А вот систем боевого управления, автоматизированного управления крупными группировками ПВО, к примеру, в воздушном пространстве Испании или Португалии — там нет».
Зенитные комплексы, которые сейчас стоят в НАТО на вооружении в Европе, в основном — средней и малой дальности действия. «Только американские комплексы Patriot и еще несколько, включая французские, работают на дальности около 100 километров. Но это дальность обнаружения цели, а дальность стрельбы примерно — 50 километров. То есть дальних систем у них практически совсем нет. А это значит, нет многослойности, плотности огня, информационного поля, а самое плохое — нет истребительной авиации ПВО. Они ее фактически уничтожили».
По словам эксперта, именно поэтому в НАТО были так удивлены, что российские комплексы ПВО С-400 и С-350В в ходе специальной военной операции смогли сбить над территорией Украины самолеты ВСУ на «рекордной дальности» — свыше 200 километров.
По мнению Хатылева, Европа сейчас сильно обеспокоена по поводу явных «дыр» в своей противовоздушной и противоракетной обороне. Там опасаются, что если нынешний конфликт на Украине перекинется в Европу, то проблемы ПВО и ПРО станут очевидны.
Именно поэтому, считает Хатылев, европейцы сейчас так неохотно расстаются со своими зенитными ракетными комплексами и не спешат отдавать их Киеву. Они понимают, что сейчас они очень нужны им самим.