Комиссия СФ по защите госсуверенитета по регламенту должна была собираться раз в квартал. Но на деле заседания проводятся чаще. Таковы, как пояснил ее председатель Андрей Климов, требования времени. Нынешний «круглый стол» сенаторы посвятили сбору предложений, которые могли бы обрести силу законодательных инициатив для более эффективного противодействия «враждебным нарративам» в информационной, образовательной и культурной среде. К таким нарративам, судя по содержанию дискуссии, в Совфеде относят как вербальные проявления (в том числе употребление иностранных слов вместо русских синонимов), так и невербальную демонстрацию приверженности чуждым для российского народа ценностям и символам. В частности, осуждению подверглось появление на телеэкране спикеров в футболках с изображением Нью-Йорка.
Как и следовало ожидать, основными адресатами рекомендаций стали производители и распространители информации. Именно в этой среде, как считают участники заседания, появляется больше всего враждебного или идеологически сомнительного контента, негативно влияющего на умы россиян. По словам члена СПЧ, специалиста в области Рунета и искусственного интеллекта Игоря Ашманова, пришла пора возродить не только Государственный комитет обороны, аналогом которого, по его мнению, является созданный президентом Координационный совет, но и Совинформбюро как «единый голос государства». Сейчас Песков говорит одно, Конашенков другое, а Захарова третье. Так нельзя, считает эксперт. «Нам нужно Росинформбюро и свой Левитан», — подчеркнул он, отметив, что параллельно с созданием новой госкорпорации необходимо внедрять военную цензуру. Те СМИ, которые не будут следовать установленным требованиям, должны немедленно лишаться лицензии, а интернет-ресурсы блокироваться. Предложение окончательно отказаться от свободы слова, а речь, по сути, идет именно об этом, пришлось по душе участникам заседания. «Я не говорю, что нам нужны наши Геббельсы, но должен быть один координирующий центр информации», — поддержала идею создания Росинформбюро сенатор Ольга Ковитиди.
Из уст самих сенаторов прозвучали соображения, что люди на присоединенных территориях не являются «ментально близкими россиянам»: они воспитывались и получали образование «в другой парадигме», и чтобы обеспечить их интеграцию в наше общество, всем предстоит «много работать».
Что касается сферы культуры, то здесь, похоже, достигнут консенсус: бывший гитарист «Любэ», а ныне сенатор Александр Вайнберг заявил, что сейчас такое время, когда оттенки не нужны. Тот, кто не с нами, тот против народа. «Многих своих коллег по цеху я презираю и брезгую», — подчеркнул он, отметив, что если уехавшие деятели культуры решат вернуться, их уделом должно стать «вечное презрение», а также лишение славы и льгот. Вайнберг призвал полностью убрать из культурной среды развлекательный контент и подумать о цензуре. «Не надо стесняться этого слова», — сказал он.
Г-н Климов напомнил, что часть озабоченностей относительно распространения враждебных нарративов снимет закон «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием». «О нем уже как-то подзабыли», а между тем «туда попадает все, кроме госизмены». По словам Климова, есть «конкретная публика», которая известна «по фамилиям, по именам, по явкам, куда они ездят и какие задания получают». Сейчас правительством принимаются нормативные акты, а с 1 декабря, когда закон вступит в силу, начнет нарабатываться правоприменительная практика.