Скелеты в шкафу Риши Сунака: будущего британского премьера атаковали расисты

Готова ли Великобритания к «цветному» главе кабмина

Неожиданный для многих отказ Бориса Джонсона участвовать в борьбе за лидерство в Консервативной партии открыло дорогу к победе бывшего канцлера казначейства Риши Сунака. Этот политик с индийскими корнями сумел добиться большой поддержки со стороны парламентариев-тори, что сделало его фаворитом внутрипартийного конкурса за право занять должность премьер-министра Великобритании. Какие сильные и слабые стороны у мистера Сунака – попробуем разобраться.

Готова ли Великобритания к «цветному» главе кабмина

Примерно полтора месяца назад Риши Сунак проиграл битву за пост вождя консерваторов цепкой главе МИД Лиз Трасс. Правда, оказавшись в роли премьер-министра погружающейся в трясину кризиса Великобритании, госпожа Трасс цепкость утратила – вместе со своей должностью.

И вот теперь настало время для реванша Риши Сунака. Во время выборных дискуссий он предостерегал Лиз Трасс от необоснованных обещаний сократить налоговые сборы. Однако посулы его соперницы подействовали на консерваторов, и они избрали ее своим лидером. В реальности же Трасс продемонстрировала политическую несостоятельность – разработанный под ее руководством мини-бюджет вызвал новые экономические потрясения, заставив содрогнуться финансовые рынки и обвалив курс фунта.

Так, волей-неволей, вокруг Риши Сунака сформировалась аура этакого «предсказателя», который предупреждал о катастрофических последствиях политики Трасс. Опросы также показали изменение взглядов среди членов Консервативной партии, большинство которых заявили, что они отдают предпочтение Сунаку, а не уходящей в отставку премьер-министру.

Ранее проблема для Риши Сунака заключалась отчасти в том, что его летняя отставка с поста канцлера казначейства (министра финансов) в знак протеста против тогдашнего премьера Бориса Джонсона широкими массами сторонников консерваторов была воспринято кисло – этот шаг сочли чуть ли не «предательством» своего шефа. Один высокопоставленный деятель тори назвал экс-канцлера «вероломным ублюдком». Но теперь, похоже, и сам Джонсон осознал, что ему не стоит тягаться с Сунаком.

Теперь Сунака консервативный истеблишмент очищает от ярлыков и называет его надеждой на восстановление единства расколотой партии тори. Нынешний канцлер казначейства Джереми Хант даже сравнил его с Уинстоном Черчиллем – мол, он так же готов говорить правду.

Правда, смуглый цвет кожи политика, решившего претендовать на премьерский пост, кое-кого смущает в Британии. Так, на днях на одно из популярных британских радиошоу дозвонился человек, назвавшийся Джерри, членом партии тори и сторонником Джонсона. Он заявил, что Риши Сунак «даже не британец, по мнению большинства людей» и «он не любит Англию так, как Борис». На это ведущая шоу сказала, что Риши Сунак родился в Великобритании и учился в престижных учебных заведениях страны, тогда как Джонсон родился в Нью-Йорке.

«Вы бы могли себе представить, что я стал бы премьером Пакистана или Саудовской Аравии? Нет. Восемьдесят пять процентов населения Англии — белые англичане, и они хотят, чтобы премьер-министр отражал это. Я не могу просто поехать в Индию и стать премьер-министром», – парировал Джерри.

К слову, потерпевший в начале сентября неудачу в противоборстве с Лиз Трасс на внутрипартийных выборах Сунак заявлял, что расовый фактор не стал определяющим в этой борьбе за лидерство в Консервативной партии. Но его сторонники заявляли лондонской Times, что их кандидат стал жертвой «скрытого расизма» со стороны части однопартийцев, один из которых сказал: «Я еще не готов к коричневому». Сам Сунак шутил, что во время предвыборной кампании его хвалили за «великолепный загар».

Несмотря на то, что Риши Сунак имеет индийское (а точнее, пенджабское) происхождение, родился он в 1980 году в Саутгемптоне. Отец Сунака был семейным врачом, а мать владела аптекой. К слову, они, несмотря на свои корни, приехали в Британию не из самой Индии, а из Восточной Африки. Тем не менее, Сунак по вероисповеданию индуист, также он придерживается трезвого образа жизни.

Как признавался Сунак, в детстве он сталкивался с расистскими выпадами и ему доставалось за его цвет кожи. А в интервью в 2020 году он признал, что расистские оскорбления «жалят так, как очень немногие другие вещи».

Риши учился в старейшей государственной школе Англии, Винчестерском колледже, где стал первым школьным старостой индийского происхождения и редактором школьной газеты. Во студенчестве Сунак изучал философию, политику и экономику в Линкольн-колледже Оксфордского университета.

После получения степени MBA в Стэнфордском университете, где он познакомился со своей будущей женой, гражданкой Индии и дочерью миллиардере Акшатой Мурти, Сунак работал аналитиком в инвестиционном банке Goldman Sachs. К слову, предложения о работе от инвестиционных банков, он начал получать в те времена, когда еще учился на втором курсе Оксфорда. Он перешел на работу в хедж-фонды в 2006 году, а потом и сам стал соучредителем глобальной инвестиционной компанию с оборотом в миллиард долларов, специализировавшейся на поддержке малого бизнеса.

Почувствовав себя крепко стоящим на ногах бизнесменом, Сунак решил попробовать себя в политике, и был выбран в парламент. Став членом Палаты общин, он, будучи индуистом, принес присягу на Бхагавад-гите.

В вопросе Брекзита Сунак поддержал выход Соединенного Королевства из ЕС, заявив, что Великобритания будет «более свободной, справедливой и процветающей» за пределами европейского блока.

В январе 2018 года Сунак был назначен в правительство Терезы Мэй младшим министром жилищного министерства. После отставки Мэй он вместе с коллегами Оливером Дауденом и Робертом Дженриком написал статью в The Telegraph, поддержав Бориса Джонсона как единственного человека, который мог «спасти» партию тори.

И когда Джонсон стал премьер-министром в июле 2019 года, карьера Сунака пошла в гору – он занял должность главного секретаря казначейства. А потом стал и канцлером в феврале 2020 года — за месяц до того, как начался разгул COVID.

Пандемия стала «звездным часом» для Сунака – он сумел оперативно внедрить схемы поддержки на миллиарды фунтов стерлингов, чтобы сохранить рабочие места и бизнес на плаву в течение 18 месяцев локдаунов.

Канцлер казначейства благодаря своим мерам приобрел популярность среди публики. И на пике этой популярности многие депутаты-консерваторы считали его безошибочным фаворитом на смену Джонсону, когда придет время.

Однако и для Сунака в этой бочке меда нашлось несколько ложек дегтя. Начнем с того, что несколько его инициатив не понравились депутатам-консерваторам, особенно рост национального страхования, чтобы финансировать больше денег для системы здравоохранения и социального обеспечения.

Вдобавок Сунак оштрафован за участие в вечеринке по случаю дня рождения премьер-министра Джонсона во время локдауна в 2020 году, что поставило под угрозу его способность дистанцироваться от скандала с вечеринкой. Более того, тень «Патигейта» может преследовать его и в дальнейшем, даже на высшем правительством посту.

Не всем по нраву пришелся даже факт наличия у Сунака американской «грин-карты» (даже в течение некоторого времени, когда он уже был канцлером), поскольку он учился и работал в США.

Но настоящим ударом по репутации политика стали откровения о его жене. Обладающая многомиллионым состоянием Акшата Мурти – дочь миллиардера Н. Р. Нараяны Мурти, соучредителя индийского технологического гиганта Infosys.

В апреле выяснилось, что жена канцлера не является подданной Соединённого Королевства, а это означает, что ей не нужно платить британский налог со своего значительного международного дохода, и это вызвало бурю негодования. В связи со скандалом жена Сунака подтвердила, что начнет платить налог со своих международных доходов, учитывая роль ее мужа в качестве канцлера.

Оппозиционные партии тут же ухватились за эту историю, чтобы подчеркнуть богатство семьи Сунака, а его самого стали обвинять в том, что личные обстоятельства делают его неподходящим кандидатом для того, чтобы взять на себя управление и справиться с кризисом стоимости жизни. Его называли «супербогачом, который носит дорогие шлепанцы». Речь шла о дизайнерских итальянских шлепанцах за 95 фунтов, в которых политик был замечен на фотографии в октябре прошлого года. Впрочем, с учетом того, что Риши Сунак и Акшата Мурти занимают 222-е место среди самых богатых людей Великобритании с общим состоянием в 730 млн фунтов по состоянию на 2022 год, такую обувь он себе вполне может позволить без ущерба для семейного бюджета.

Ну, и «вишенка на торте»: семейная компания Мурти продолжала некоторое время работать в России после начала украинского конфликта – правда, в апреле было объявлено о закрытии российского офиса. И это при том, что сам Риши Сунак неоднократно призывал британские компании уходить с российского рынка, чтобы нанести Кремлю «максимальную экономическую боль». В итоге тогдашнему канцлеру британского Казначейства прилетели обвинения в том, что он получает «потенциальную выгоду» от Москвы. А с учетом подобных утверждений легко предположить, что на российском направлении никаких умиротворяющих слов и действий от Риши Сунака ждать не приходится – ему придется демонстрировать, что он «святее Папы Римского».

Словом, акции Сунака в глазах однопартийцев сильно упали. А в июле он совершил «ход конем»: ушел в отставку с поста канцлера. За ним потянулись другие члены правительства. И в итоге пришел конец премьерству Джонсона. В последовавшей за этим гонке за лидерство в партии Риши Сунак побеждал в каждом из пяти парламентских раундов конкурса, пробившись в два последних тура вместе с Лиз Трасс.

Но по мере того, как кампания расширилась за счет рядовых членов партии, Сунак превратился из фаворита в аутсайдера – и проиграл Трасс, которую он обвинил в продвижении «сказочной» экономики. Зато соперница поставил в вину Сунаку за то, что он поднял налоги до самого высокого уровня за 70 лет. Свою платформу бывший канцлер строил на необходимости больше сосредоточится на фискальной осмотрительности, нежели на немедленном снижении налогов. В итоге популистские обещания его противницы оказались более привлекательными – и глава МИД стала лидером партии, набрав 57% голосов, по сравнению с 43% у Сунака.

И вот результат: прошло полтора месяца после триумфа Лиз Трасс – и та, которая пыталась изображать из себя «Железную леди 2.0» с позором подала в отставку. Оставив после себя расколотую и ослабшую правящую партию и погружающуюся в кризис страну. Удастся ли третьему за 2022 года британскому премьеру вытащить Соединенное Королевство из этого болота – этим вопросом задаются сегодня многие и пока не находят ответа.

Новым премьер-министром Великобритании станет Риши Сунак: семьянин и любитель животных

Новым премьер-министром Великобритании станет Риши Сунак: семьянин и любитель животных

Смотрите фотогалерею по теме

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28897 от 25 октября 2022

Заголовок в газете: Кто вы, мистер Сунак?

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру