Альтернативная служба при мобилизации будет доступна не для всех

Отбывшие срок за тяжкие преступления могут быть мобилизованы практически сразу

В Госдуме готов ко второму, решающему чтению законопроект, который легализует альтернативную службу во время мобилизации - но только для тех, кто сейчас уже проходит её по призыву. Одновременно снимается запрет на мобилизацию россиян с неснятой или непогашенной судимостью за совершение тяжкого преступления. Документ хотели принять 18 октября, но потом перенесли «на другое пленарное заседание».

Отбывшие срок за тяжкие преступления могут быть мобилизованы практически сразу

тестовый баннер под заглавное изображение

Вопрос о том, имеет ли гражданин во время частичной мобилизации право на альтернативную гражданскую службу, перестал быть праздным сразу после того, как президент Путин 21 сентября подписал указ о призыве запасников.

Статья 59 Конституции РФ гласит, что гражданин, чьи «убеждения или вероисповедание» противоречат несению военной службы, «а также в иных установленных федеральным законом случаях» имеет право на замену её «альтернативной гражданской службой». Никаких оговорок, о какой военной службе идет речь - по призыву или по мобилизации - в Основном законе нет. 

В 1999 году Конституционный суд в своем решении по жалобе группы верующих из Ярославля постановил: само закрепленное Конституцией право "не нуждается в конкретизации и является… непосредственно действующим, притом именно индивидуальным правом, т.е. связанным со свободой вероисповедания в ее индивидуальном, а не коллективном аспекте, а значит, должно обеспечиваться независимо от того, состоит гражданин в какой-либо религиозной организации или нет». На тот момент специального закона, который бы уточнял порядок прохождения альтернативной службы, в России не было: его приняли лишь в 2002 году.

Этот действующий до сих пор закон называет альтернативной гражданской службой (АГС) «особый вид трудовой деятельности взамен службы по призыву». О мобилизации в нём - ни слова. В дополнение к тем, кто право на замену службы с оружием в руках на альтернативную имеет по Конституции, его предоставили представителям малочисленных коренных народов РФ, ведущих традиционный образ жизни и занимающихся традиционными промыслами. Проходить АГС могут направить или в какие-то федеральные или региональные организации, или в «качестве гражданского персонала» в Вооруженные силы. Между прочим, перечень гражданских должностей в армии обширный, в нем почти 4 тысячи позиции: тут и бортпроводники, и гладильщики, и грузчики, и боцманы, и арматурщики, и аппаратчики бельевых сушильных установок, и авиационные механики… Правила таковы: призванный должен явиться в военкомат, доказать свое право на альтернативную службу, и отбывать её в другом регионе, не там, где живет. Причем срок АГС почти в два раза больше, чем срок военной службы по призыву: 21 месяц в гражданских структурах, и 18 месяцев - в качестве гражданского персонала в армии и других военных структурах. 

При этом в законе «О мобилизации и мобилизационной подготовке» таких слов, как «альтернативная гражданская служба», нет вообще. На нет и суда нет: военкомы то тут, то там стали отказывать в праве отдать долг Родине без оружия в руках, невзирая на Конституцию и решение КС. В телеграм-канале известного юриста-правозащитника Павла Чикова сообщалось о случае в Саратовской области, когда прошедший 10 лет назад альтернативную службу гражданин попросил и в рамках мобилизации направить его на АГС, получил отказ со ссылкой на закон о мобилизации, но через несколько дней все-таки был отпущен. Где-то мобилизованные, которым отказали в АГС, обращались в суды. Такие случаи единичны, а решения судов разные, обращает внимание г-н Чиков. В Петербурге один из районных судов отказал в иске мобилизованному, который ранее служил в армии, а теперь просил отправить его на АГС в связи со сформировавшимися антивоенными убеждениями. Зато в Пензенской области известно как минимум о двух решениях судов о мерах предварительной защиты, то есть о неотправке в часть, в отношении двух граждан, которые по призыву проходили альтернативную службу, а теперь их по мобилизации хотели отправить на службу военную…

В начале октября в Госдуму был внесен законопроект, авторы которого, Сардана Авксентьева и Максим Гулин (оба - «Новые люди») предложили исправить правовой пробел и закрепить право мобилизованных запасников на альтернативную службу, заодно расширив перечень тех, кто такое право имеет, за счет родителей троих и более детей в возрасте до 18 лет, отцов—одиночек, воспитывающих детей в возрасте до 18 лет, единственных кормильцев семьи с детьми-инвалидами, единственных сыновей или дочерей одинокого родителя, и т.д.. Профильный Комитет по обороне эту инициативу ещё не рассматривал.

Зато неделю назад из думского законодательного портфеля вдруг был извлечен изрядно залежавшийся там другой законопроект, внесенный ещё в 2018 году большой группой единороссов во главе с тогдашним главой Комитета по обороне Владимиром Шамановым, принятый в первом чтении, но потом почему-то забытый. В нём предлагалось прописать в законе «О мобилизации…», что граждане, «проходящие альтернативную гражданскую службу» на момент начала мобилизации, продолжают её проходить там же, то есть не отправляются на службу военную. Текст законопроекта доработали, дополнив его разрешением направлять проходящих во время мобилизации АГС для работы на должности гражданского персонала в армию, другие войска (Росгвардию, например) и специальные формирования.

Проблему тех россиян, которые раньше по призыву отслужили альтернативную гражданскую службу, но которых сейчас пытаются мобилизовать и отправить в войска, использованные в законопроекте формулировки, похоже, не решают. Они ведь - не «проходящие» АГС, а «проходившие»…

Ещё одна поправка, неожиданно появившаяся ко второму чтению, подписана главой Комитета по обороне Андреем Картаполовым и его первым заместителем Андреем Красовым (оба - единороссы). Действующий закон, как известно, категорически запрещает призывать по мобилизации на военную службу «граждан, имеющих неснятую или непогашенную судимость за совершение тяжкого преступления». Депутаты же предлагают эти слова из закона «О мобилизации…» убрать. Снять запрет.

Судимость снимается при отмене приговора или в случае амнистии. Такое случается крайне редко, в случае с осужденными за тяжкие и особо тяжкие преступления - особенно редко. А погашается судимость лишь спустя какое-то время после отбытия наказания. Если срок лишения свободы за данное преступление в Уголовном кодексе - до 10 лет, оно считается тяжким, и после выхода из колонии судимым гражданин считается ещё 8 лет. Если срок лишения свободы за какое-то преступление - больше 10 лет, оно считается особо тяжким, и судимым гражданин считается ещё 10 лет после выхода на свободу.  Если законопроект станет законом в предложенном Комитетом по обороне виде, то как минимум власти смогут  мобилизовать совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления сразу после отбытия наказания. То есть на 8-10 лет раньше.

Но для легализации и вывода из «серой зоны» отправки заключенных прямо из колоний в воинские части, а потом в зону боевых действий, если президент их не помиловал секретным каким-нибудь указом, этого недостаточно: необходимо вносить изменения и в Уголовный, и в Уголовно-исполнительный кодексы. Все разговоры о разработке и внесении подобных инициатив пока разговорами и остаются: ни одна из них до Госдумы ещё не добралась. 

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру