На Совбезе 19 октября было озвучено, возможно, то самое «непростое решение», которые накануне анонсировал генерал Суровикин. Владимир Путин объявил о введении военного положения в четырех присоединенных регионах — в ЛНР, ДНР, Херсонской и Запорожской областях.
В Крыму, Севастополе, Белгородской, Курской, Брянской, Воронежской областях, а также в Краснодарском крае введен средний уровень реагирования — режим чуть более мягкий, чем военное положение.
Уровень повышенной готовности вводится на остальных территориях Южной и Центральной частей России — в том числе и в столице. В остальных регионах страны на данный момент режим готовности остается базовым.
Военный эксперт Василий Дандыкин предположил, что жители новых регионов России едва ли ощутят на себе какие-либо изменения, связанные с введением военного положения.
- Военное положение — это очень серьезная мера, расширяющая права военных. Конечно, они будут согласовывать свои действия с гражданскими администрациями, но военные займут главенствующую роль.
Будет многократно усилен контроль на этих территориях, введены ограничения на передвижение, комендантские часы. Все это необходимо для обнаружения и ликвидации диверсионно-разведывательных групп противника.
В Херсонской и Запорожской областях ДРГ обнаруживаются постоянно. По большому счету для жителей этих регионов мало что изменится, все ограничения, присущие военному положению, по факту там уже действуют, - рассказал Василий Дандыкин.
Эксперт подчеркнул, что для Москвы повышение уровня готовности силовиков будет означать минимальные изменения в привычном укладе жизни горожан. Возможно, станет больше проверок и досмотров. А вот особый режим для прифронтовой зоны станет серьезным подспорьем и облегчением жизни военных.
- Это точно поможет нашим Вооруженным силам. История показывает, что спасением мирных жителей и раздачей гуманитарной помощи не должны заниматься военные. Также надо решать вопросы отселения жителей из опасных районов, чтобы не получилось, как в Купянске и Изюме. Всем этим будут заниматься соответствующие спецслужбы. Вообще нужна будет структура по аналогии со СМЕРШем, - отметил Дандыкин.
В свою очередь, политолог Алексей Макаркин спрогнозировал серьезный рост личной ответственности губернаторов в регионах, которых затронул указ Путина. При этом эксперт также считает, что для простых людей, живущих в наиболее «горячих» регионах, ситуация не изменится.
- Сейчас де-юре закрепляется то, что уже существует де-факто. Например, военное положение предусматривает запрет на проведение митингов. Я слабо себе представляю, чтобы в той же Херсонской области сейчас кто-то решил провести митинг какой-то оппозиционной партии. Ограничительные меры уже в той или иной степени реализуются, - подчеркнул Макаркин.
Вместе с тем, в остальных регионах потребуется точечная настройка необходимых ограничительных мер — в зависимости от тяжести ситуации. Здесь хорошим подспорьем может оказаться опыт пандемии. Похоже, что и руководство страны это понимает: вдогонку к указу Президента появилась информация о создании координационного центра. А в регионах, перечисленных в президентском указе, создаются оперштабы — один этот факт уже создает эффект «ковидного» дежавю.
Что касается режима ручного управления и тонких настроек, то, похоже, они уже начали действовать. Так, губернаторы Курской, Воронежской областей и Краснодарского края заявили, что дополнительные меры и ограничения в их регионах вводить не планируется. По мнению Алексея Макаркина, все это говорит о том, что в каждом регионе будет применяться индивидуальный подход:
- В регионах могут быть приняты дифференциированные решения. Где-то мягче, где-то жестче. В Белгородской области людей уже отселяют, а в Краснодарском крае такого даже близко нет. Губернаторы будут отвечать за адекватность принятых решений. По сути они сейчас находятся между двух огней. Надо суметь не недожать и не пережать.
Читайте материал «Что значит военное положение в новых регионах РФ, введенное указом Путина»