Раскол среди «европейских диссидентов»: Украина рассорила Польшу и Венгрию

Будапешт и Варшава поспорили из-за антироссийских санкций

Трещины в декларируемом Евросоюзом единстве расползаются даже среди стран, считающихся «диссидентами» в общеевропейском доме. Разногласия касаются, в частности, отношения к антироссийским санкциям и поддержки Украины.

Будапешт и Варшава поспорили из-за антироссийских санкций
Виктор Орбан

В декабре 2021 года ультраконсервативное националистическое правительство Польши приняло у себя некоторых из самых известных в Европе ультраправых политиков, в том числе лидера французского «Национального объединения» Марин Ле Пен и венгерского премьер-министра Виктора Орбана. В конце встречи в Варшаве группа опубликовала декларацию против «социальной инженерии», направленной на создание «новой европейской нации», и дала обещания, в основном невыполненные, работать вместе в Европейском парламенте, пишет The Guardian.

Всего через несколько месяцев после саммита в Варшаве правительства Польши и Венгрии, которые годами были идеологическими единомышленниками в ЕС, поссорились из-за конфликта на Украине.

В то время как Варшава была одним из самых стойких сторонников Киева, призывая к ужесточению антироссийских санкций, лидер Венгрии Орбан назвал президента Украины Владимира Зеленского своим «оппонентом» и возложил на проводимую в отношении России политику ЕС ответственность за инфляцию и резкий рост цен на энергоносители. И в целом, несмотря на робкие попытки примирения, польско-венгерские отношения остаются напряженными.

Раскол стал наиболее очевидным в апреле, когда Ярослав Качиньский, самый влиятельный политик Польши и председатель правящей партии «Право и справедливость» (ПиС), охарактеризовал позицию Орбана в отношении Украины как «очень печальную» и «разочаровывающую».

В частном порядке польские дипломаты выражают свое беспокойство позицией Будапешта. «Для меня это страна 1848–1849 годов, страна, уничтоженная Россией», — сказал в мае один высокопоставленный польский дипломат, имея в виду оказанную российским царем Николаем I помощь Австрийской империи в подавлении венгерской революции. «Честно говоря, я не могу понять логику [позиции Венгрии]», — сказал дипломат, добавив, что Вышеградской группы — союза четырех центральноевропейских стран, Польши, Венгрии, Чехии и Словакии — больше не существует.

Совсем недавно попытка Варшавы возродить сотрудничество с Венгрией ни к чему не привела. Премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий заявил в прошлом месяце, что Польша хотела бы вернуться к сотрудничеству в рамках Вышеградской группы (V4), фактически вновь открыв дверь для улучшения отношений с Венгрией.

Как отмечает The Guardian, еврочиновники в Брюсселе восприняли это как знак того, что правительство Польши разочаровано тем, что Варшаве до сих пор не удалось разблокировать 35,4 млрд евро из фондов восстановления ЕС после COVID, несмотря на скромные уступки в споре с Брюсселем по поводу верховенства закона.

Войцех Пшибыльский, редактор журнала Visegrád Insight, сказал, что Моравецкий стремился проверить польское общественное мнение, но перед выборами в 2023 году не мог игнорировать пророссийские настроения ряда политиков, приехавших в Варшаву в декабре прошлого года, в том числе Орбана.

Некоторые польские политические лидеры, по словам Пшибыльского, хотели бы вместе с Орбаном «вводить новшества и вступать в сговор в европейской политике», но они не могут этого сделать из-за непопулярности венгерского лидера на польском политическом поле. «Они должны явно дистанцироваться от Виктора Орбана, чья политическая коммуникация стала токсичной для популярности политиков в Польше», — сказал он.

По его словам, сотрудничество с Орбаном было заблокировано правящими партиями Польши из-за «доминирующего чувства незащищенности в польском обществе и восприятия России и Украины».

Недавний опрос YouGov выявил пропасть в общественном восприятии украинского конфликта между Польшей и Венгрией. В то время как 65% поляков поддерживают сохранение санкций против России, только 32% венгров поддерживают эту политику ЕС. Точно так же три четверти граждан Польши обвиняют Россию в конфликте по сравнению с 35% венгров, подчеркивает The Guardian.

«Венгерское правительство до сих пор не считает Россию прямой угрозой безопасности. И в этом отношении между двумя правительствами нет единого мнения», — говорит Жужанна Вег, научный сотрудник Европейского совета по международным отношениям. .

Будапешт, со своей стороны, попытался наладить отношения со своими польскими соседями. После своего избрания в мае новый президент Венгрии Каталин Новак совершила свою первую зарубежную поездку в Варшаву, пытаясь укрепить альянс.

Вопреки утверждениям, что «Вышеградская четверка» мертва, Словакия на днях принимала президентов четырех стран для обсуждения региональной безопасности и энергетического кризиса. Но на заключительной пресс-конференции президент Словакии Зузана Чапутова указала на непоследовательность позиции V4 по военной помощи Украине. Эти несоответствия снова всплыли на поверхность 17 октября, когда Венгрия воздержалась при создании миссии ЕС для обучения украинских военнослужащих.

Польско-венгерский раскол оказался лишь последним признаком расхождений между центральноевропейским квартетом, политики которого менее политически однородны, чем в 2015–2016 годах, когда они в значительной степени объединились против квот на беженцев во время миграционного кризиса.

Несмотря на свои разногласия по поводу конфликта на Украине, Польша и Венгрия разделяют общие взгляды на верховенство права и роль институтов ЕС. В прошлом месяце депутаты Европарламента от ПиС присоединились к другим националистическим партиям, проголосовавшим против резолюции Европейского парламента, в которой Венгрия была названа «избирательной автократией». Обе стороны могут вновь обрести интерес к совместной работе, поскольку обе стороны рискуют получить отказ в финансировании ЕС из-за опасений по поводу коррупции и политизированной судебной системы.

«Идеологическая близость» правящих партий Польши и Венгрии может дать им общую повестку дня, «по мере того как они продолжают свою так называемую борьбу против Брюсселя», считает Жужанна Вег. Но она добавила: «Конфликт вокруг России действительно ограничивает его, и я не вижу, чтобы его было легко примирить и преодолеть в данный момент».

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру