Антиновогоднюю инициативу регионов уже успели раскритиковать в Минобороны. Администрация президента тоже не осталась в стороне, назвав идею «непроработанной». Мы изучили портал госзакупок и поняли, почему в АП сделали акцент именно на хромающей проработке антиновогоднего проекта.
На тендерных площадках заказов на тему Нового года пруд пруди. Какие-то конкурсы еще идут, какие-то уже прошли.
Вот, например, тендер в Сочи на приобретение елей и новогодних украшений для оформления общественных территорий. Стартовая цена – 11 млн 924 тысячи рублей. Заявки принимаются до 24 октября. А Краснодар до 21 октября рассчитывает найти подрядчика на оказание услуг по монтажу, установке, оформлению, содержанию и демонтажу новогодних ёлок. Заплатить город готов 3 млн 713 тысяч рублей.
Состоявшиеся торги еще интереснее.
К примеру, тендер на выполнение работ по монтажу декоративных конструкций и архитектурного освещения для новогодних мероприятий в Челябинске на 27 млн рублей. Срок приема заявок до 21 сентября. Торги прошли, подрядчик определен.
Или вот еще конкурс на «оказание услуг по централизованному оформлению Санкт-Петербурга новогодними искусственными елями высотой 14 м, елями высотой 8 м и 6 м к праздникам Новый 2023 год и Рождество Христово» на 26 млн 420 тысяч рублей. Состоялись торги… в июле. На портале госзакупок есть еще два тендера с аналогичными сроками в Питере – цены контрактов сопоставимы, только габариты елок различаются.
Почему новогодние тендеры разыгрывались за полгода до нового года, - здесь вопросов нет. Во-первых, правило про подготовку саней летом никто не отменял. А во-вторых, процедура госзакупок – дело отнюдь не быстрое. Это не звезду на домашнюю елку в гипермаркете купить.
В таком случае главный вопрос, а как теперь с этими уже заключенными госконтрактами быть? Можно ли вообще откатить все назад и забрать деньги у подрядчика, чтобы передать их на нужды фронта?
Как рассказал председатель оргкомитета Национального рейтинга прозрачности закупок Виктор Симоненко, единых правил здесь нет. Каждый госконтракт придется рассматривать буквально под лупой.
- Проекты контрактов по разным субъектам могут различаться, условия расторжения зашиты внутри самого договора, - поясняет эксперт, - Недавно высказывалось предложение всю текущую ситуацию признать форс-мажором. В любой классической конструкции договора такое обстоятельство является основанием для расторжения.
Но, как всегда, есть нюанс – деньги. Если госзаказчик и подрядчик только-только ударили по рукам и подписали бумаги, проблем нет: отменяем, расторгаем, отказываемся от елок и закупаем дроны.
Но если из бюджета подрядчику уже ушла предоплата, все гораздо сложнее. А так как речь идет о госзакупках, то вообще «все сложно».
- Госконтракты на организацию и проведение праздничных, да и любых других мероприятий, чаще всего делятся на части. Сначала закупается инвентарь, затем подарки, потом готовится площадка. С высокой долей вероятности подрядчиков и поставщиков для таких проектов регионы находят за несколько месяцев до самого праздника. В этом случае отменить получится только то, что еще не разыграно или разыграно, но не обеспечено авансовыми платежами. По всем остальным контрактам уже кипит работа, - говорит Виктор Симоненко.
Для тех, кто категорически «за» отмену праздников, напомним общеизвестный исторический факт про новогодние елки блокадного Ленинграда и подвиг шофера Максима Твердохлеба, который под шквальным огнем нацистов довез по Дороге жизни мандарины для детей к новому 1942 году.
Но, как говорил главный герой фильма Кристофера Нолана «Начало», идея – самый живучий и заразный паразит.
Так что нет никакой гарантии, что не сегодня-завтра очередной губернатор не решит сыграть роль Гринча, который украл Рождество. Однако на данный момент эксперты по госзакупкам и тендерным процедурам сомневаются в реалистичности идеи отказа от праздников и намекают, что от инициативы регионов зачастую попахивает лукавством.