Безусловно, переживаемый Великобританией кризис начался до прихода Трасс на вершину политического Олимпа. Но от нового премьера ждут решительных, а главное, эффективных действий – и пока их не видно.
Недовольство растет не только среди оппозиции, но и в недрах правящей партии тори. Предложенный Лиз Трасс и ее министром финансов Кваси Квартенгом мини-бюджет вызвал недовольство у многих консервативных политиков. И теперь премьеру приходится раздумывать, стоит ли придерживаться, например, обещания отказаться от повышения корпоративного налога на 18 миллиардов фунтов стерлингов. А ведь это было ее козырем в недавней борьбе за партийное лидерство против Риши Сунака.
Разработанный под эгидой канцлера казначейства Кваси Квартенга мини-бюджет внес свою лепту в разрастание хаоса на рынках, вызвавшего резкое падение фунта и взлет государственных заимствований. Парламентарии-консерваторы пришли в ужас от снижения курса национальной валюты и последующего скачка ставок по ипотечным кредитам.
За несколько недель после принятия мини-бюджета рейтинги одобрения премьер-министра упали почти вдвое и составили всего 9%. Опрос People Polling, проведенный по заказу GB News, показал, что Лиз Трасс находится на том же уровне популярности, что и принц Эндрю.
Негативно настроенная по отношению к Трасс часть депутатов-тори предупреждает премьера, что у нее есть срок до 31 октября, когда глава минфина Квартенг должен выступить с заявлением по экономической политике. В последний день октября ожидается публикация «среднесрочного финансового плана» правительства, имеющая решающее значение для политического выживания как премьер-министра, так и канцлера казначейства.
Этот документ с сухими цифрами предназначен для того, чтобы установить, как правительство сбалансирует бухгалтерские книги после принятия мини-бюджета по сокращению налогов. Независимые аналитические центры предположили, что «черная дыра», которую необходимо заткнуть, может потребовать более 60 миллиардов фунтов стерлингов. А в начале ноября Банк Англии должен объявить о значительном повышении процентных ставок, что принесет еще больше проблем миллионам домовладельцев.
Кваси Квартенг даже отменил встречи в Вашингтоне и решил пораньше вылететь в Великобританию для важных переговоров с Лиз Трасс по поводу возможной корректировки их мини-бюджета.
И если 31 октября не прозвучат удовлетворяющие недовольных консерваторов моменты, а ситуация на финансовых рынках не улучшится, то правящей партии придется, видимо, искать нового лидера (который автоматически становится и главой правительства).
«Ей придется отменить мини-бюджет, и ей, вероятно, придется уволить Кваси. Даже и в этом случае этого может оказаться недостаточно, если она не сможет восстановить доверие рынков, – говорит один из бывших членов кабинета министров. – Беспокоит то, что она, кажется, по-прежнему отрицает, насколько все плохо».
Взбунтовавшиеся против Трасс депутаты-однопартийцы обвинили ее в том, что она «уничтожила последние 10 лет» достижений консервативных кабинетов.
В прессе уже вовсю обсуждается возможность прихода на роль вождя тори прежних соперников Лиз Трасс – Риши Сунака или Пенни Мордонт. И это несмотря на то, что Трасс стала новым лидером Консервативной партии и главой британского правительства только в начале сентября.
«Сторонники Риши, люди Пенни и разумные сторонники Трасс, которые понимают, что она — катастрофа, должны сесть вместе и решить, кто станет единым кандидатом, – цитирует Daily Mail одного из высокопоставленных консервативных политиков. – Либо Риши в качестве премьер-министра с Пенни в качестве его заместителя и министра иностранных дел, либо Пенни в качестве премьер-министра с Риши в качестве канцлера».
Речь тут не идет о «мятеже» группы диссидентствующих депутатов-тори. Недовольство деятельностью Трасс имеет более широкую базу. Согласно проведенному на днях по заказу газеты The Times соцопросу YouGov, почти половина сторонников консерваторов (48%) в Британии считают, что этим летом партия сделала неправильный выбор лидера. И только 28% полагают, что партия сделала правильный выбор. Но это, повторим, мнение сторонников тори – в более широком контексте, на национальном уровне, только 9% британцев считают, что консерваторы выбрали правильного партруководителя в лице Лиз Трасс, а две трети (66 процентов) населения Соединенного Королевства считают, что тори просчитались с выбором лидера.
Тут возникает еще один момент для беспокойства консервативного истеблишмента: происходит размывание поддержки тори в обществе. Согласно опросам, многие прежние сторонники консерваторов заявили, что теперь они будут голосовать за лейбористов или другую партию (но не за Консервативную) на следующих всеобщих выборах. Социологи говорят, что лейбористы опережают тори на 28 пунктов. Так что не исключено, что налицо та самая ситуация, когда коней на переправе все-таки меняют.
Вот запаниковавшие депутаты-консерваторы и ведут лихорадочные дискуссии о том, стоит ли пытаться сместить Лиз Трасс всего через несколько недель после того, как она стала премьер-министром, и кто может ее заменить.
Как сообщает The Times, от 20 до 30 высокопоставленных депутатов, в том числе бывшие министры, пытаются сформировать «совет старейшин», чтобы попросить Трасс уйти в отставку.
Но могут ли депутаты-консерваторы действительно свергнуть Лиз Трасс всего через несколько недель пребывания у власти? Ведь согласно правилам партии тори, парламентарии не могут заставить выразить вотум доверия новому лидеру консерваторов в течение 12 месяцев, независимо от того, сколько членов парламента представят письма о недоверии.
Высокопоставленные тори утверждают, что ни один лидер не может продолжать свою деятельность, явно потеряв доверие своих депутатов. Правда, кое-кто из депутатов опасается, что Консервативная партия столкнется с насмешками, если за такой короткий срок сменит лидера, и – что еще хуже – столкнется с сильным давлением с целью проведения всеобщих выборов.
В любом случае, если дело дойдет до свержения Трасс, то представители консерваторов убеждены: то двухмесячное состязание за партийное лидерство, которое выиграла Лиз Трасс, это слишком долгий процесс. И повторять его не следует, ибо во время национального кризиса нет времени на раскачку. Но, хотя все громче звучат имена Риши Сунака и Пенни Мордонт как возможных кандидатов на лидерство, их недавние неудачи на фронтах борьбы с Трасс могут сыграть против них. Так что не исключено появление и других кандидатур. И даже... Бориса Джонсона.
В прошедшем этим летом внутрипартийном конкурсе Джонсону – как уходящему лидеру тори – запретили баллотироваться, хотя многие выступали за включение его имени в бюллетени для голосования. Но если Трасс придется уйти, то формально нет поводов для того, чтобы Борис Джонсон снова не баллотировался. Тем более, что его сторонники считают, что он – тот единственный кандидат, который может спасти партию на всеобщих выборах.
Однако, если верить источникам, экс-премьер пока еще зализывает раны после своей отставки и предпочитает укрепить материальное благополучие, зарабатывая деньги на международных выступлениях. Вдобавок его преследует тень расследования из-за скандала с «партигейтом» во время коронавирусного локдауна. Ну а критики предупреждают, что ошибки, из-за которых Джонсон вынужден был покинуть Даунинг-стрит, могут повториться, если ему дадут еще один шанс.
Впрочем, остается вероятность, что продемонстрировавшая летом во время борьбы за партийное руководство поразительную цепкость Лиз Трасс удержится на своем посту. Тем более, что среди ее однопартийцев есть немало тех, кто готов поддержать ее, заявляя, что на данном этапе смена лидера «была бы катастрофически плохой идеей с политической и экономической точек зрения».