Украинские террористы вознамерились сбивать в России гражданские самолеты

Эксперт объяснил, как защитить гражданские лайнеры от атаки ПЗРК

После того как в Подмосковье был задержан украинский гражданин с двумя ракетами переносного зенитного ракетного комплекса (ПЗРК) «Игла», которыми он собирался сбить пассажирский самолет, в очередной раз остро встал вопрос защиты гражданских судов от подобных атак террористов. Почему в очередной? Да потому, что эта тема периодически становится актуальной, когда возникает угроза, что гражданский самолет может стать мишенью для ПЗРК.

Эксперт объяснил, как защитить гражданские лайнеры от атаки ПЗРК

Теперь вот возросла террористическая активность Украины, которая получила от Запада сотни ПЗРК. Есть ли у нас возможность защитить наши самолеты от ракетных угроз? И будет ли сейчас что-то для этого делаться? Об этом «МК» рассказал эксперт.

Защита гражданских судов от ПЗРК — проблема не только наша. По данным Госдепа США, с 1970-го по 2006 годы погибло до 1000 человек в результате того, что свыше 40 гражданских судов были поражены ПЗРК. Правда, жертвами становились в основном небольшие самолеты в зоне вооруженных конфликтов. Ракета ПЗРК доставала их на небольших высотах, обычно в момент взлета или посадки.

В России в начале «нулевых», когда с Северного Кавказа исходила террористическая угроза, предприятиям «оборонки», занимающимся средствами радиоэлектронной борьбы (РЭБ), была поставлена задача создать комплекс с целью защиты летательных аппаратов от ракетных атак. Новый комплекс бортовой  обороны получил название «Президент», так как изначально применялся для защиты борта №1. 

Позже его стали использовать военные для боевых машин. Впервые, под наименованием «Президент-С», комплекс официально показали публике летом 2010 года на оружейном салоне Eurosatory в Париже. Там он произвел фурор. Ни одна армия мира на тот момент ничего подобного не имела.

В том же году все российские вертолеты, работающие в «горячих точках», в приказном порядке стали оснащать комплексами «Президент-С». Это были небольшие шары с аппаратурой, которые устанавливались в нижней части вертолета. Специальные датчики в момент полета сканировали воздушное пространство. Как только они засекали пуск ракеты, тут же включалась система защиты.

Ее принцип действия такой: возникает особое излучение, которое действует на «мозг» ракеты, создавая для него виртуальную реальность. Та «видит» некий фантомный образ и, воспринимая его в качестве основной цели, движется за ним. А «аватар» уводит ее все дальше от реального летательного аппарата в пустоту, после чего, исчерпав расчетное время полета, ракета самоликвидируется.

Сейчас система защиты «Президент-С» устанавливается на ударно-разведывательные вертолеты Ка52 «Аллигатор» сразу же при их сборке. «Шарики» оптико-электронного подавления монтируются на боевых вертолетах Ми-28Н. Эту аппаратуру получают транспортные вертолеты Ми-26 и самолеты Ил-76. Их ставят даже на старенькие штурмовики Су-25, вертолеты Ми-8 и другие летательные аппараты, отправляющиеся на боевые задания.

Однако, если теперь аналогичная угроза ракетной атаки, исходящая от наших украинских соседей, затрагивает и самолеты гражданской авиации, следует ли на них тоже ставить эту электронную защиту? Возможно ли такое в принципе?

– Думаю, пока нет, – говорит авиационный эксперт, руководитель интернет-портала AVIA.RU Network Роман Гусаров. – Задача эта достаточно сложная, а главное – дорогая. В мире лишь одна гражданская авиакомпания – израильская El-Al – смогла себе такое позволить и имеет на всех своих воздушных судах штатное, аналогичное нашему «Президенту-С» оборудование.

У нас тоже имеются готовые решения. Но вряд ли на их воплощение найдутся средства. Однако если бы даже и нашлись, то по большому счету следовало бы серьезно подумать, стоит ли их тратить на выполнение этой задачи. Судите сами: когда самолет находится уже на эшелоне, для него никакой ракетной угрозы не существует – ракета ПЗРК до таких высот не достает. Такая угроза существует   исключительно в районе аэродрома, в момент выполнения взлета или посадки. А это значит, что требуется повышать степень защиты и антитеррористических мероприятий непосредственно в районе аэродромов, что будет и проще, и дешевле, и  эффективней. 

Читайте также: "Что происходит в Киеве после утренних обстрелов: власти обратились к горожанам"

Сюжет:

Новости СВО

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28890 от 14 октября 2022

Заголовок в газете: Снять диверсанта с «Иглы»

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру