Командир батальона с позывным «Корсар» рассказывает, что основные задачи с которыми сталкивается его подразделение — это, конечно же, проведение разведки в зоне ответственности корпуса, вскрытие основных объектов противника, корректировка огня артиллерии.
Разведчики должны предоставить максимум информации о противнике. В этом залог успешного продвижения основных сил.
- В большинстве случаев мы идем впереди всех, - дополняет офицер. - Но бывают ситуации, когда приходится идти и вместе с первым эшелоном. Прописать четкий сценарий и следовать ему в бою, не всегда возможно.
Офицер не без гордости отмечает, что работой своих бойцов доволен на все сто процентов. Батальон рабочий, все поставленные задачи выполняют, вперед идут без страха. Есть среди бойцов и те, кто воюет с 2014 года, есть и такие, кто пришел только с началом спецоперации. Более опытные военнослужащие стараются научить молодых парней.
- Учатся быстро, - подмечает офицер. - Иногда приходится это делать в боевой обстановке, но ничего, порой даже быстрее все схватывают.
Основная сложность в работе разведчиков, по словам комбата - большое количество новых технологий, таких, как беспилотные летательные аппараты, тепловизоры, различные системы обнаружения. Всем этим надо умело пользоваться.
- Какими главными качествами, на ваш взгляд, должен обладать разведчик? - интересуюсь у собеседника.
- Мобильность, целеустремленность. И, хотя страх у нормального человека должен присутствовать всегда, разведчики - это все же люди поотважнее остальных.
Зачастую разведчикам приходится работать без прикрытия, рассказывает «Корсар». А значит, надеяться можно только на себя и своих товарищей. В батальоне, к сожалению, есть безвозвратные потери, никуда от этого в боевых условиях не деться. Есть и такие бойцы, которые за почти восемь месяцев специальной военной операции был ранены, некоторые по два, а то и по три раза. Но все вернулись в строй.
- У вас жесткие критерии отбора в подразделение?
- Да, - не раздумывая отвечает командир. - Первоочередное требование - это «сухой закон». Предупреждаю еще на моменте знакомства: если замечу - сразу прощаемся. Человек с затуманенным разумом - угроза не только для самого себя, но и для тех, кто с ним рядом. Поэтому оправдания такому проступку для меня нет.
Второе, по словам офицера, на что обращается особое внимание при подборе кандидатов на службу, это физическая подготовка. Нагрузки все-таки у разведчиков немалые. Также предпочтительно, чтобы за спиной была служба в армии. Подготовить совершенно гражданского человека к боевым действиям неделю-другую — не получится. Хотя в этом вопросе бывают и исключения.
Прежде чем новичок выйдет на задание, ему предстоит не только многому научиться, но и влиться в коллектив. Разведчики работают группами, по пять-шесть человек, или подгруппами по два человека. У каждого бойца свои обязанности, которые он четко должен знать и уметь выполнить. Все нюансы разбираются до выхода. На задании уже не обсудишь и не уточнишь, ведь разведка должна двигаться незаметно, бесшумно, а значит, никаких переговоров быть не должно. В случае необходимости, коммуникация происходит жестами и глазами, поясняет комбат. У каждой группы свой «язык», который понимают только они. Поэтому и группы, как правило, по составу неизменны.
- Группа это как одна семья, и у каждой свой мир.
- Вы сказали про нагрузки. Сколько километров приходится проходить разведчикам и что берете с собой?
- Все зависит от задачи. Бывает, что в день проходят по тридцать километров в полной боевой экипировке, плюс с собой - продовольствие минимум на трое суток. Вещи запасные, боеприпасы, одноразовые гранатометы. В общей сложности несколько десятков килограммов.
«Корсар» рассказывает, что его батальон прошел весь путь от Луганска до Лисичанска, работали в районе Кременной. Самым сложным участком, признается офицер, стала Белогоровка. Там разведгруппы попали в окружение.
- Ситуация была крайне напряженная. Там врагу удалось немного обыграть нас. Но вышли все, без потерь.
По словам комбата, однозначно что-то сказать о противнике сложно. Он разный. Разведчикам довелось сталкиваться и с простыми «вэсэушниками», уровень подготовки которых оставлял желать лучшего, и с настоящими спецами военного дела.
- Все зависит от направления, - уточняет он. - Где какая бригада стоит.
«Корсар» отмечает, что наемников на стороне вооруженных формирований Украины сейчас воюет очень много. Их видно, что говорится, по почерку.
- С ними тяжеловато, но решаемо.
Западное участие ощущается и в вооружении, и в тактике действий. Наемники и те, кого готовили иностранные инструктора, ведут себя при непосредственном соприкосновении и боевых контактах совершенно иначе, нежели обыкновенные солдаты ВСУ.
- Сразу видно, что тактика не какая-то стандартная, - поясняет комбат. - К примеру, стрелковое оружие применяется не как в обычных группах. Могут одновременно использовать по три пулемета. Могут запускать в «огневые мешки» и по очереди вести огонь, чтобы труднее было их определить их местоположение.
Офицер вспоминает, что однажды им довелось лицом к лицу столкнуться с разведгруппой противника. О том, что перед ними можно сказать коллеги, поняли не сразу. Завязался встречный бой, после которого подразделения были вынуждены отойти. Как украинские, так и наши. Разведгруппе «Корсара» удалось найти тело убитого украинского разведчика, по документам и определили, что он из отдельного разведывательного батальона.
- Теперь знаем, что за подразделение работает на том направлении, какое у них вооружение и, главное, увидели тактику действий.
- А женщины разведчики у вас есть? - интересуюсь у командира.
- Нет, - улыбается он. - Женщин в разведчики мы не берем. И причина здесь даже не в физиологических особенностях (женщина все же слабее мужчины), а в мужской психологии. Любой нормальный мужчина в случае опасности будет стараться защитить женщину, оградить ее. А это может поставить под угрозу выполнение задания. Поэтому каждый должен быть на своем месте.