В соответствии с новой стратегией США, статус «самого серьезного геополитического вызова» закрепили за Китаем, а за Российской Федерацией — статус «актуальной угрозы безопасности Европе». Среди ключевых тезисов – идея, что США не стремятся к конфликтам или новой холодной войне, а также к перерастанию конкуренции между странами в создание «жестких блоков». Вашингтон стремится уменьшить риски развязывания ядерной войны, не допустить использования другими государствами ядерного оружия, модернизировать свои ядерные вооружения и укрепить обязательства перед союзниками.
В документе, помимо прочего, сказано, что Вашингтон решил «поддерживать и развивать прагматические способы взаимодействия» с Москвой в тех областях, где это может представлять обоюдную выгоду.
О том, какие это области и как может выглядеть потенциальное сотрудничество, рассказал в беседе с корреспондентом «МК» Владимир Васильев, доктор экономических наук, главный научный сотрудник Института США и Канады РАН:
— Нужно понимать: стратегия национальной безопасности — это сбалансированный документ, который готовится на перспективу вплоть до 2024 года. Поэтому администрация не может делать декларативные заявления о том, что отношения США и России будут сведены лишь к конфронтации балансированию на грани войны, включая ядерную. Должно быть рациональное зерно, поэтому Белый Дом придерживается той же риторики, которая была весной и летом. Вся соль — в словах «в тех областях, где это может представлять обоюдную выгоду». Америка хочет получить бонусы для себя, и это понятно. Речь, на мой взгляд, может идти о сотрудничестве в четырех сферах.
Первое — это ограничение стратегических вооружений. Америка взяла курс на продление договора СНВ-3 от 2010 года (договор о сокращении стратегических наступательных вооружений, — прим. «МК») , и им необходимо сохранить контакты с российской стороной, чтобы не сделать гонку вооружений хаотичной. Важный момент: в отличие от правительства Трампа, демократы очень трепетно относятся к этой идее: по их мнению, гонка вооружений должна быть ограниченной. Здесь важно понимать: Америка в последние годы столкнулась с серьезной проблемой наращивания военных бюджетов. Сейчас страна вышла на плато — экономическая ситуация не лучшая: в 2022 году Америка израсходовала на вооружение 726 млрд долларов. Складывается впечатление, что у них просто нет денег на модернизацию вооружений.
Второе — космическая сфера. Хотя Россия заявила, что выходит из МКС после 2024 года, это решение может измениться. Пока не все так однозначно, так что все прикидывают возможные выгоды и перспективы.
Третье — сотрудничество в контртеррористической деятельности: несмотря на ситуацию сегодняшнего дня, это актуально.
Четвертое — энергетика. Хотя после 24 февраля 2022 года США заявили о полной блокаде России в том числе и в этой отрасли, в перспективе энергетическая ситуация остается неопределенной. У американцев здесь уязвимое положение, и наша страна им по-прежнему нужна.
Также, возможно, стоило бы отметить сферу охраны окружающей среды и борьбу с изменениями климата — хотя эта отрасль кажется менее значимой на фоне прочих, для США она по-прежнему важна. И здесь без России невозможно обойтись.