– Пожалуйста, объясните на пальцах, как надо охранять мосты. Что можно было сделать, чтобы предотвратить крымскую трагедию?
– Могу рассказать о том, в чем сам принимал участие. Мы должны были построить серьезную мостовую переправу, участок дороги и несколько транспортных дорожных развязок. Я принимал участие с нулевого этапа. Пришлось вспоминать старый опыт, перелопатить сотни нормативных актов и практически выстраивать работу по обеспечению безопасности. Пока я там два года работал, ни один человек на стройке, слава богу, не погиб, хищение строительных материалов тоже было сведено практически к нулю. Досмотр абсолютно всех автомобилей, включая автомобили руководства и допуск всех людей на стройплощадку, был организован необходимым образом. Хотя должен отметить, что это происходило не в Крыму, а во внутреннем, достаточно спокойном регионе РФ. И это должен был быть совершенно другой по масштабам и задачам мост.
– И все-таки в чем суть охраны моста?
– С момента начала строительства по закону на всех подобных объектах должны работать исключительно подразделения транспортной безопасности Министерства транспорта Российской Федерации. Они в этом вопросе абсолютные монополисты. Они практически никому и никогда не дают лицензии на эти услуги. При самом Минтрансе есть собственный ФГУП. И в каждом субъекте тоже существуют аналогичные собственные подразделения по обеспечению транспортной безопасности.
В России сотни аэропортов, мостов и тому подобных объектов в государственной или коммерческой собственности. Но – лишь единственный возможный по действующему законодательству исполнитель подобных услуг. И этот исполнитель может запрашивать любые цены на свои услуги. И проверяет адекватность оказания таких услуг тоже само Министерство транспорта.
Я проанализировал состав интересантов и участников этой деятельности и заметил много похожих фамилий. Буквально «династий» руководителей. Когда папа занимает должность в ведомстве, а сын отвечает за обеспечение транспортной безопасности. Эти связи легко проследить даже журналистам, не обладающим возможностями спецслужб.
– А вот как выполняются возложенные на них обязанности…
– На этапе строительства мостовой переправы, к которой я имел непосредственное отношение, Минтранс добился замены привлеченных к охране стройки ЧОП на структуру с их лицензией на обеспечение транспортной безопасности. И что получилось в итоге. Сами подумайте, какой профессионал пойдет работать за зарплату в 20 тысяч рублей в месяц?
Сотрудники этой структуры не сменялись неделями. Для того чтобы получать чуть больше, человек должен был вообще неделями не уходить со смены, буквально проживая и питаясь в построенных нами помещениях для размещения охраны. А служба заключалась в разгадывание кроссвордов или сне на рабочем месте.
Какое качество работы от него можно ждать? Нам даже пришлось принять решение, чтобы какое-то время оставались на месте работники прежних ЧОП, работая там параллельно, чтобы мы были спокойны за безопасность объекта. Только в крайне редких случаях сторонние предприятия, и чаще всего бывшие ЧОПы, могут получить лицензию на обеспечение транспортной безопасности. Есть монополист – все.
– Тогда почему, если с безопасностью на транспортных объектах все так сложно, этим до вчерашнего дня занимался только Минтранс, а не ФСБ?
– Эти функции на Минтранс возложили вскоре после того, как произошел террористический акт в аэропорту "Домодедово» в 2011 году. Государственная дума приняла тогда закон, согласно которому обеспечение безопасности мостов, туннельных переправ, морских портов, аэропортов и так далее отнесено именно к этому ведомству.
– Но почему они не отдали безопасность сразу под контроль ФСБ, что было бы более логично?
– Тут следует понять, есть ли вообще у ФСБ специальные подразделения, заточенные именно на обеспечение транспортной безопасности? Кто конкретно этим будет заниматься? «Альфа»? «Вымпел»? Хорошо, они придут на мост и будут выглядеть устрашающе, но они в этом деле не специалисты. Во всем мире существует специализация. Кто-то мосты обучен подрывать, кто-то – охранять. Везде должны работать профессионалы. У ФСБ и раньше были задачи, необходимые возможности, права, чтобы реально повлиять на обеспечение системы безопасности Крымского моста, чтобы не произошло то или иное событие, нежелательное для Российской Федераций, однако, по какой-либо причине произошло то, что произошло. Указ президента о возложении этих функций на ФСБ выглядит очень логично и грозно. Но пока что из него совершенно непонятно, как все это станет работать – будет ли создано специальное подразделение конкретно при ФСБ, которое возьмет на себя не только выполнение этой задачи, а самое главное – ответственность за ее выполнение.