— В первую очередь мы можем ориентироваться на опыт присоединения Крыма к Российской Федерации. Те тенденции, которые мы наблюдаем, достаточно схожи с тем, что наблюдались в 2014 году. Поэтому можно спрогнозировать, что радикальной ломки всей политической системы и представителей управленческого корпуса, видимо, не будет, но при этом будет планомерная и системная замена ряда исполнителей на местах — без этого точно не обойтись. По ситуации и в народных республиках, и в Херсонской и Запорожской областях очевидно, что нужно очень внимательно проанализировать деятельность руководителей этих образований на местах и определить для себя: качественно это было или нет? Во втором случае это признание того, что по целому ряду направлений есть недоработки, провал зоны ответственности. В первую очередь это касается народных республик, так как в Запорожской и Херсонских областях вертикаль власти совсем новая.
— Как вы думаете, будут ли проводиться после присоединения выборы?
— Никакой необходимости запускать этот процесс после присоединения я не вижу. Тем более в Российской Федерации существует практика, связанная с Единым днем голосования, который уже на протяжении нескольких лет реализуется 11 сентября. Поэтому никакой спешки в этом вопросе не нужно, но, с другой стороны, если ситуация сейчас уже проанализирована и есть оценки эффективности руководителей регионов, то вполне реально провести избирательные кампании в этих регионах.
— Как вы считаете, для новых регионов нужно придумать новую модель вертикали власти или сделать все по образцам субъектов России?
— В Российской Федерации среди разных субъектов есть разные модели устройства вертикали власти на местах. Ничего в этом отношении выдумывать не надо — есть совершенно приемлемые модели. Если они становятся регионами Российской Федерации, то в полном объеме должны влиться в существующие системы. И есть хорошо функционирующие образцы — велосипед выдумывать не нужно.
— Вы приводили в пример Крым. В чем успех его модели?
— Например, в Крыму существует официальное трехъязычие. Многоязыковые модели можно применять и в новых регионах России.