Хиджабы вон: чем закончатся протесты в Иране

Это самое серьезное испытание за последние 13 лет

Спустя неделю после смерти задержанной гражданки Исламской Республики Иран Махсы Амини в стране стали усиливаться протесты. Нарастают недовольства не только в столице Республики Тегеране, но и в более маленьких городах. После субботнего обещания президента Ирана Ибрахима Раиси «расправиться с теми, кто выступает против безопасности и спокойствия в стране», зарубежные издания заговорили о возможном резком изменении политической обстановки.

Это самое серьезное испытание за последние 13 лет

Президент Ирана Ибрахим Раиси пообещал «решительно разобраться» с протестами, которые набирают силу в большей части страны через неделю после смерти женщины, задержанной полицией нравов за «неправильное ношение хиджаба». Демонстрации охватили большую часть 31 провинции страны и почти все городские центры, столкнув антиправительственных демонстрантов с силами режима, в том числе военными. Отмечается, что выступления протестующих стали самым серьёзным испытанием для государственной власти за более чем 13 лет.

По официальным данным, в ходе столкновений с силами безопасности погибло до 35 человек. Активисты же настаивают на том, что погибло не менее 50 человек, а может быть и больше. Официальные лица со своей стороны отметили, что пятеро сотрудников службы безопасности погибли, пытаясь подавить возмущение в связи со смертью 22-летней Махсы Амини.

Несмотря на то, что действующий президент обратил внимание на настроения своих граждан и планирует «расправиться с теми, кто выступает против безопасности и спокойствия в стране», ни у кого нет надежды на скорое прекращение протестных выступлений. Приверженец фундаменталистских взглядов Ибрахим Раиси на протяжении всей своей карьеры считался фигурой, которая вряд ли способна уступить требованиям недовольных. Такой подход, вероятно, приведёт к дальнейшей эскалации в городах, где люди всё чаще вступают в конфликт с силами безопасности. Да и вообще в Иране такое наблюдается редко, из-за этого внимание всего мира к проблеме настолько пристальное.

Последний раз серьёзные выступления в Республике случились аж в 2009 году. Протест под названием «зелёная революция» последовал за спорными президентскими выборами. Это был тот редкий момент, когда граждане столкнулись с силами безопасности в крупном масштабе. Однако в нынешней ситуации наблюдаются существенные отличия в поведении демонстрантов. «Сейчас люди дают отпор, они не боятся режима. Протестующие сжигают машины скорой помощи, потому что правительство использует эти автомобили для перемещения своих сил безопасности, но не для спасения людей. Граждане теперь используют другую тактику. Они перемещаются между разными городами и мешают силам безопасности контролировать все места», поделилась иранская журналистка Сима Сабет.

Исполнительный директор иранской правозащитной организации Фирузе Махмуди выделила главную особенность нынешних протестов  участие маленьких городов. «Восстание 2009 года в некоторых отношениях было более масштабным в ряде населённых пунктов. Это было самым большим событием со времён революции 1979 года. Теперь мы видим не только большие, но и города меньшего размера, которые раньше активно ни в чем не участвовали»,  пояснила эксперт.

Махмуди также подчеркивает, что массовое участие в протестах женщин и демонстративное снятие ими хиджабов — событие, которое Иран никогда в своей жизни не видел.

Отмечают даже, что у демонстрантов есть отработанная схема действий. Основываясь на уроках, извлечённых за последнее десятилетие во время антиправительственных акций в других странах Ближнего Востока, в качестве организационных инструментов стали активно использоваться смартфоны. С помощью них широко распространялись сообщения о местах демонстраций. Работает такая схема даже при повсеместном отключении интернета в стране. В небольшом городе Ошнавие на северо-западе Ирана режим уже утратил эффективный контроль и отступил на окраины. Интернет-провайдер Starlink даже объявил, что активирует свой спутник для получения доступа к интернету в Иране. Кстати, об этом в своей социальной сети объявил сам Илон Маск. Это было сделано после того, как в пятницу Министерство финансов США опубликовало генеральную лицензию, расширяющую возможности технологических компаний поставлять в Иран коммуникационные услуги.

Подогревает действия протестующих реакция государства на них. Один из демонстрантов признался, что на улицах начинают ощущаться репрессии со стороны властей: «Дела идут неважно, есть насилие, в городах армия в штатском. Они стреляют в людей, поэтому протестующим тяжело. Вы не можете выйти ночью на улицу, потому что это опасно».

Но тяжело и самим правоохранительным органам. «У Ирана недостаточно вооружённых сил, чтобы остановить всех протестующих. Полиция утверждает, что если ситуация будет продолжаться более двух-трёх дней, они больше не смогут с этим справляться», поделился собеседник издания The Guardian.

По всему миру сотни иранцев-экспатриантов выходят на акции осуждения действий официальных иранских властей. Подобные мероприятия были организованы, в частности, в Афинах, Стокгольме и Париже. Кстати, во французской столице досталось не только Ибрахиму Раиси и высшему руководителю Ирана Али Хаменеи, но и Эммануэлю Макрону. Демонстранты были недовольны тем, что президент обменялся рукопожатием со своим иранском коллегой в кулуарах Генеральной ассамблеи ООН в Нью-Йорке.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру