Но начнем по порядку.
Первая волна мобилизации, а именно - призыв резервистов, стартовала на Украине еще до начала российской военной спецоперации. 22 февраля Владимир Зеленский подписал указ о мобилизации резерва. В эту категорию попали граждане, ранее проходившие военную службу. Они подлежали отправке в линейные подразделения ВСУ, то есть – действующие воинские части.
К началу марта Минобороны отчиталось, что «почти 100% резервистов, которые состояли на учёте, уже отправились в свои боевые воинские части и выполняют задачи по обороне». По этому первому призыву в войска попали более 36 тыс человек.
Но надо заметить, что почти сразу же стартовала «вторая волна»: поскольку 24 февраля президент Зеленский объявил в стране военное положение, а 3 марта подписал документ о всеобщей мобилизации, под которую подпадали уже все военнообязанные мужчины в возрасте от 18 до 60 лет.
Тогда начали призывать и граждан, не имеющих опыта военной службы. Прежде, чем оказаться в действующей армии, они должны были пройти курсы подготовки в учебных центрах ВСУ. Фактически это обучение часто ограничивалось двумя неделями, за которые призывникам просто показывали, как пользоваться стрелковым вооружением.
По последним данным, под эту волну попало около 300 тысяч граждан. При этом отправки на передовую могли избежать те, кто шел служить в отряды территориальной обороны. И если в восточных и южных областях Украины призывников отлавливали прямо на улицах и пляжах, совершая облавы и в магазинах, и в банках, то на Западной Украине местные спокойно служили рядом с домом, якобы охраняя общественный порядок. Самое «боевое» действие, которое они могли совершить — отловить мародера, грабящего магазин, и привязать его скотчем к столбу.
Тогда же в стране расцвел такой вид бизнеса, как вывоз мужчин, подпадающих под мобилизацию, за рубеж.
Запрет на выезд из страны мужчин в возрасте от 18 до 60 лет вступил в силу сразу же после введения военного положения. Однако, по данным миграционных служб соседних государств, за период СВО Украину покинули более 7 млн.человек. И не все они — старики, женщины и дети.
О том, что в виде беженцев в европейских странах оказываются вполне здоровые и крепкие молодые люди, свидетельствуют многочисленные истории то об избиении «украинскими братками» полицейских в Вене, то об убийстве местных граждан группой подвыпивших беженцев в Польше. Цены за пересечение границы постоянно растут. В феврале-марте стоимость проезда через КПП для лица, подпадающего под призыв, была в пределах 3 тысяч долларов. Уже летом суммы достигли 10 тысяч «зеленых».
24 апреля как раз стартовала условная «третья волна» призыва. Официально в ряды вооруженных сил страны призывались офицеры запаса, которые закончили военные кафедры вузов. Неофициально - в этот же период начали массово отправлять в войска выпущенных на волю заключенных. В том числе на воле оказались садисты из карательного батальона «Торнадо», которых даже на Украине осудили за зверства в отношении мирных жителей. Все они вернулись в ряды ВСУ.
А к лету дошла очередь и до отправки на фронт бойцов Территориальных оборон из Западных областей. В Ивано-Франковской и Львовской областях бойцы Теробороны и их родственники устраивали митинги, протестуя против их отправки на Донбасс.
Но общей участи Теробороне избежать не удалось. В мае Львов находился на грани восстания, поскольку отправленные на Восток местные бойцы полегли в бою. Зеленского обвинили в гибели 600 человек из местной теробороны. А Закарпатье, потерявшее под Херсоном 128-ю горно-штурмовую бригаду, даже обратилось за помощью к Венгрии — с просьбой спасти от истребления венгерское население области, нещадно призываемое на фронт.
Более-менее сносно пока себя чувствует только Киевская тероборона, охраняющая покой веселящихся в ночных клубах «мажоров» и чиновников. Благодаря тому, что к ней «приписаны» многие денежные и «блатные» киевляне.
Тем не менее, с июля активно заговорили о «четвертой волне» мобилизации, под которую подпадают женщины. Не все, а только определенных специальностей. Правда, список нужных армии женских профессий весьма обширен: это не только радистки и медики, но и специалисты по пищевому производству, водители, переводчики и даже пиарщики и специалисты по рекламе. Всем им также теперь запрещен выезд на рубеж. А с 1 октября 2022 года они должны сидеть дома - в смысле, пребывать по месту жительства - в ожидании повестки из военкомата.
С женщинами, необученными студентами, теробороновцами и бывшими зэками Минобороны Украины намеревалось довести численность мобилизованных до 700 тысяч человек. Правда, сколько из них уже создали свои батальоны в «мире ином» - достоверных данных нет.