- Нэнси Пелоси в Ереване на встрече с председателем парламента Армении Аленом Симоняном заявила, что США намерены оказать Армении военную помощь. В чем она может состоять?
- Вопрос в том, как они будут оказывать эту помощь, учитывая, что сейчас армянская армия полностью вооружена российским оружием. Какие вооружения они смогут поставлять?
Армянская сторона вовсе не требует, чтобы за армянских военнослужащих кто-то воевал. Российская сторона предоставила Армении достаточно вооружения, армия оснащена. Реально оказать эту помощь США вряд ли смогут хотя бы по причинам, связанным с военной логистикой. Пелоси всегда выступала за проармянскую линию в американской политике, и перед выборами ей нужны голоса американских армян, поэтому все ее расшаркивания были сделаны правильно. Но это только слова. Они ведут себя цинично и лукаво. Они сами спровоцировали эту ситуацию.
- Как вы оцениваете позицию, занятую РФ по поводу недавних вооруженных столкновений на границе Армении?
- В том, что произошло, как я считаю, присутствует достаточно циничная интрига властей США, а, может быть, и Британии, которые в данном случае лоббируют отчасти интересы Турции. В июле глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен подписала с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым договор об удвоении поставок газа по «Южному коридору». Речь может идти о 20 миллиардах кубометров газа ежегодно к 2027 году. Однако сегодня у Азербайджана нет для этого ни технических возможностей, ни самого газа в нужных объемах. Через Азербайджан пойдет российский газ. В этом и состоит вся интрига.
Россия пытается разрулить конфликт, не выступая в соответствии с 4-й статьей устава ОДКБ, но это довольно сложно. В данном случае экономические интересы РФ вошли в противоречие с ее геополитической стратегией.
- В чем состоит позиция Ирана? Возможна ли дальнейшая эскалация конфликта?
- Тут вопрос в том, что Тегеран рассматривает произошедшие события как войну против Ирана. И я считаю, что иранцы правы. Поэтому для них чрезвычайно важно, чтобы американцы здесь не появились.
Давайте разберемся, что в реальности произошло. Есть русско-турецкий мониторинговый центр в Агдаме. Если армянская сторона что-то нарушила, а разведка Азербайджана это разведала, то они обязаны были сообщить об этом центру, а не обстреливать приграничные города Армении. Российская сторона имеет достаточные рычаги влияния на армянскую сторону, чтобы заставить ее вести себя правильно.
Но Азербайджан этого не сделал. Они начали обстреливать города. Эвакуированы жители, пострадали гражданские объекты. Иран все это воспринял как выпад против себя. Поэтому 45 тысяч иранских военных сегодня сосредоточены на границе. Одновременно 45 тысяч резервистов мобилизует Эрдоган. Ситуация напрягается.
Иран говорит, что не намерен допустить создание Зангезурского коридора, потому что это означает блокпосты азербайджанской армии, которые будут стоять на суверенной территории Армении. Для Тегерана это также означает присутствие и усиление Турции в регионе, что он рассматривает как угрозу себе. Иран в этих вопросах поддерживает Индия, которая охарактеризовала эти события как агрессию против Армении. У Индии есть свои планы развития коммуникаций через Армению.
Естественно, Иран имеет влияние на Сирию, и поведение Турции вызывает в регионе большие опасения. А дальше эти опасения передаются арабским странам, в том числе странам Аравийского полуострова.