«Одну из определяющих ролей в данный момент в ходе контрнаступления на Красный Лиман играют американские и польские барражирующие боеприпасы типа Switchblade (США) и Warmate (Польша)... Впрочем, несмотря ни на что, отступать из Лимана наши не собираются», — написал автор проекта в Телеграм.
Справка «МК»: Switchblade — тактический барражирующий боеприпас, разработанный американской компанией AeroVironment. Несет боеголовку и предназначен, в зависимости от модификации, для атаки живой силы, незащищенной техники и бронированных целей. Достаточно мал для того, чтобы оператор мог переносить БПЛА у себя в рюкзаке, и запускается с множества наземных, морских и воздушных платформ. Существует в двух вариантах — Switchblade 300 и Switchblade 600, а также в невооруженной модификации Blackwing.
Warmate — польский ударный беспилотный авиационный комплекс, предназначенный, в зависимости от используемой на борту головки, для наблюдения, обнаружения, сопровождения и опознавания целей, а также для поражения живых или легкобронированных целей.
Военный эксперт, редактор журнала «Арсенал Отечества» Алексей Леонков рассказал «МК», с чем связано активное применение Украиной барражирующих боеприпасов и какую угрозу они несут.
— Эти барражирующие боеприпасы, иными словами, беспилотники-камикадзе, несут заряд массой два-три килограмма взрывчатки, некоторые даже больше. Они запускаются при помощи пусковых установок минометного типа. Дальше ими управляет оператор. При обнаружении цели беспилотник на нее пикирует и подрывается. Основными целями таких боеприпасов является легкобронированная техника, личный состав, позиции артиллерии. Целей много.
— Что можно противопоставить этим беспилотникам?
— Эффективны комплексы противовоздушной обороны. Также барражирующие боеприпасы сбиваются из переносных зенитных ракетных комплексов и даже при помощи стрелкового оружия. Противник использует такие боеприпасы массово и потому, конечно, порой добивается какого-то результата.
— Присутствие большого количества боеприпасов Switchblade и Warmate, которое отмечается сейчас в Красном Лимане, как-то может изменить ситуацию в пользу вооруженных формирований Украины?
— Нет, кардинально на что-то повлиять и внести коренной перелом это не может, но вред, безусловно, наносит. Эти боеприпасы — оружие точечного удара. Несмотря на то что Соединенные Штаты Америки поставили их на Украину в большом количестве, много их уже сбито.
На мой взгляд, эффективность озвученных дронов-камикадзе вообще спорная. Но, с другой стороны, такого массового их применения, как сейчас на Украине, раньше не отмечалось ни в одном вооруженном конфликте, где американцы прибегали к их использованию. Однако говорить о том, что благодаря им на фронте сейчас отмечаются какие-то существенные перемены, я бы не стал.
— Существует ли вероятность, что в Красном Лимане вооруженные силы Украины могут одержать значимые победы?
— Сейчас на этом направлении идут упорные бои. Противнику нужен Красный Лиман. Их цель - отодвинуть нашу группировку от Славянска и Краматорска, поэтому они прилагают огромные усилия для осуществления поставленной цели. Такие же усилия они собирались прилагать под Угледаром. Воодушевленные недавними успехами на Харьковском направлении, украинские военачальники всячески пытаются развить его и дальше, чтобы впечатлить своих западных кураторов. Но эти «успехи» ничего не определяют, так как не стоит забывать, что у России существуют резервы, которые мы еще не реализовали.