День первого президента, учрежденный в 2011 году, намерены оставить в праздничном календаре, но с пониженным статусом: сделать его «обладающим высоким общественно-значимым потенциалом», как День государственных символов. То есть торжественным днем без официального выходного, который полагается в даты государственного значения. Выходит совсем как в фильме «Обыкновенное чудо»: «И вы вовсе не величайший из королей! А всего лишь выдающийся, да и только! И вы не по заслугам именуетесь почетным святым. Вы отшельник, подвижник, но не святой...»
А поскольку тренд на развенчание Назарбаева еще держится, заодно решили подумать и о смене названия столицы. Депутаты, правда, обещают сначала хорошенько посчитать, во сколько обойдется обратное переименование Нур-Султана в Астану, но обсуждение началось. Аргумент приводится убедительный: "Считаем неправильным, когда при жизни человека его именем называется город, к тому же народ также не принял новое название столицы».
Три года назад, когда столице давали новое имя, о неправильности этого шага никто не заикался. Однако и в этом случае Назарбаева стараются «кусать не очень», заявляя, что «будет исторически справедливым вернуть прежнее название столицы – Астана, которое в свое время было предложено Первым Президентом". Некоторые горячие головы предлагают сразу вернуться к Целинограду, но этого уж точно не случится...
В Туркмении, помнится, культ Туркменбаши тоже стирали из памяти народной медленно, не торопясь. Первый золотой памятник в его честь убрали лишь через пять лет после кончины Ниязова (в 2011-м), а последний – в 2017-м. К тому же Нурсултан Назарбаев, дай Бог ему здоровья, жив. И даже вполне активен. В августе он принимал участие в открытии крупнейшей в Средней Азии мечети в Нур-Султане.
А член ЦИК, отвечая намедни на вопросы журналистов о предстоящих президентских выборах, сообщил, что ничто не мешает Назарбаеву выдвинуть свою кандидатуру. Может баллотироваться в президенты и его дочь Дарига Назарбаева – законодательных препятствий нет. Так что, возможно, рано депутаты задумались о переименовании столицы.