Токаев сыграл на упреждение: подоплека досрочных президентских выборов в Казахстане

Назарбаев выпал из истории - сменщик перестал его упоминать

Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев объявил амнистию рядовым участникам январского мятежа и тут же «скостил срок» и себе самому — но только для того, чтобы чуть позже снова себе его добавить. Запутались? Тогда все по порядку.

Назарбаев выпал из истории - сменщик перестал его упоминать

тестовый баннер под заглавное изображение

Осенью в Казахстане пройдут президентские выборы. Вместо того чтобы дожидаться лета 2024 года, Токаев решил обновить свой мандат прямо сейчас. Но вот следующий президентский срок Токаева (не будем для вида заявлять, что шансы выиграть выборы есть у кого-то, кроме действующего главы государства) будет уже не пятилетним, а семилетним.

Зачем второму президенту Казахстана потребовалась эта смесь политической эквилибристики с политической арифметикой? Официальное объяснение звучит очень весомо, но вместе с тем крайне расплывчато: «Считаю необходимым приступить к комплексной перезагрузке ключевых государственных институтов». Но ключи к пониманию его реальных мотивов следует, на мой взгляд, искать в следующей фразе Токаева: «Перед нами стоит особо важная задача — сохранить суверенитет и территориальную целостность страны».

От кого именно сменщик Нурсултана Назарбаева намерен спасать «суверенитет и территориальную целостность» Казахстана? Есть то, что лежит на поверхности, — по крайней мере, кусками. И есть то, о чем прямо не говорится, но при этом понимается если не всеми, то почти всеми.

Неожиданные волнения в крупных городах в начале этого года потрясли до основания весь фундамент казахстанской государственности. Страна, которая позиционировала себя как самая развитая, самая современная, самая сильная и самая устойчивая держава Центральной Азии, в течение нескольких дней поставляла на ленту новостей «картинки», типичные для failed states («провалившихся государств») из самых отсталых уголков третьего мира. И пришла эта беда вовсе не из-за границы в виде мифических (ну, или, выражусь осторожнее, полумифических) «международных террористов». Беда пришла изнутри — из самого сердца казахстанской правящей элиты.

На днях новым акимом (губернатором) Туркестанской области Казахстана был назначен чиновник по имени Дархан Сатыбалды. И знаете, чем у него в первую очередь поинтересовались журналисты? Тем, не собирается ли он менять свою фамилию.

Почему возник такой вопрос? Потому, что ту же самую фамилию носит племянник экс-президента Назарбаева Кайрат Сатыбалды, который сейчас находится под арестом и на которого сыплются все новые и новые коррупционные обвинения. Обоснованные, кстати, обвинения — я в этом уверен почти на 100%. А еще с той же вероятностью я уверен в том, что на самом деле бывший «главный племянник Казахстана» отдувается не только и не столько в силу своих неумеренных финансовых аппетитов.

На одном из зданий штаб-квартиры ЦРУ в Лэнгли выгравирована цитата из Библии: «Вы познаете истину, и эта истина сделает вас свободными». Но иногда истина не освобождает, а разрушает и дискредитирует.

Второй президент Казахстана не может прямо сказать, кто стоял за январской попыткой его свержения. (Подсказка: я ни в коем случае не намекаю на самого Назарбаева. Он виноват лишь в том, что отпустил вожжи и перестал контролировать некоторых особо отмороженных деятелей из числа собственной родни.) Но зато Токаев может продолжить постепенно разными (в том числе и описанными выше) способами менять конфигурацию казахстанской элиты. И это ему легче сделать, обновив свой президентский мандат.

На выборах 2019 года Токаев победил в качестве ставленника Назарбаева, эдакого «младшего президента». На выборы 2022 года он идет уже в качестве «своего собственного человека».

В выступлении Токаева перед парламентом 1 сентября было сказано почти обо всем («До сих пор наблюдаются перебои с обеспечением битумом. Это нонсенс для крупной нефтедобывающей страны»). Но вот упоминаний Елбасы («лидер нации» — титул Назарбаева) я в тексте речи второго президента страны не обнаружил. В смысле карьерной траектории Токаева Елбасы уже сделал свое дело и теперь может спокойно отдыхать на пенсии. Разве не стоит ради символического оформления такой «перезагрузки» (термин Токаева — не мой) казахстанской власти провести досрочные президентские выборы?

Но это, конечно, всего лишь шутка — уж не знаю, насколько удачная или неудачная. А вот что шуткой точно не является. В Казахстане всерьез опасаются, что вызванная конфликтом на Украине политическая турбулентность может тем или иным образом затронуть и их собственное государство.

Стоп, возможно, я не очень четко выразился. Политическая буря в сердце бывшего Советского Союза уже самым прямым образом отражается на Казахстане. И для того, чтобы нивелировать (а еще лучше — использовать в своих интересах) последствия этой турбулентности, Токаев счел необходимым срочно обновить свой президентский мандат. Эта классическая игра на упреждение, на подавление потенциального источника политической нестабильности. Все остальные «словесные кружева» — это всего лишь гарнир к этому главному политическому блюду.

И это определение — гарнир, — к сожалению, относится и к другой внешне громкой политической инициативе Токаева: «Предлагаю установить ограничение мандата президента в один срок продолжительностью 7 лет без права переизбрания».

Вот мой прогноз по поводу будущего этой инициативы. Сам Токаев действительно не останется у власти после окончания своего будущего семилетнего президентского срока — к этому моменту ему будет уже под 80. Но вот третий президент Казахстана сначала отработает свой «единственный срок», а потом «по настойчивым просьбам трудящихся» все-таки добьется «права переизбрания».

Впрочем, что это я так далеко залез в будущее? Поговорим лучше о настоящем, в котором, вы не поверите, все-таки иногда бывают по-настоящему хорошие новости. Одна из них заключается, например, в следующих словах Токаева: «В обществе ведутся дискуссии вокруг преподавания в школах казахского и русского языков. Скажу предельно ясно: мы должны воспитывать детей, хорошо владеющих и казахским, и русским языками.

Это в интересах подрастающего поколения. Министерство просвещения должно исходить именно из интересов детей, не идти на поводу популистов».

Великолепно сказано, Касым-Жомарт Кемелевич! И особенно прекрасно это звучит в связке с другим вашим тезисом: «Люди устали от пустых деклараций и бесконечных презентаций светлого будущего. Граждане ждут от госорганов фактического, а не формального исполнения своих обещаний». Как уроженец и большой патриот Казахстана (я считаю, что можно одновременно быть и большим патриотом России, и большим патриотом Казахстана), прошу причислить меня к числу этих граждан.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28860 от 2 сентября 2022

Заголовок в газете: Токаев сыграл на упреждение

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру