Пожалуй, самое резкое высказывание по поводу кончины Михаила Горбачева принадлежит министру обороны Литвы Арвидасу Анушаускасу. Он вспомнил события 1991 года, когда в ночь на 13 января военные подразделения Советского Союза штурмовали Вильнюсскую телевизионную башню. Тогда в ходе протестных акций погибло 14 человек.
«Он был преступником, который приказал жестко пресекать мирные протесты в Вильнюсе, Тбилиси, Алма-Ате, Баку и других городах. Не было никакого раскаяния. О мертвых говорят хорошо или ничего. Но только не в этот раз. Единственный финальный плюс — он подписал капитуляцию Советского Союза... Я помню, когда в 1982–1985 годах один за другим от кислорода были отключены генеральные секретари, Михаил Горбачев вызвал эйфорию на Западе. Не сразу, но вызвал. Но он был лидером преступной партии, и природу не изменить даже с «гласностью». Хотя он внес свой вклад в разделение монолита партии. А литовцы и другие умело воспользовались ситуацией, чтобы восстановить независимость», — написал в соцсети Анушаускас.
Кстати, напомним, что родственники четырех погибших во время протестных акций спустя 21 год подали гражданский иск к Михаилу Горбачеву, заявив, что тот несет прямую ответственность за случившееся. В мае этого года Окружной суд города Вильнюса направил гражданский иск в МИД России, чтобы ведомство передало пакет документов Горбачеву.
После кончины Горбачева в окружном суде города Вильнюса заявили, что на ближайшем заседании будут решать, кто станет правопреемником и заменит ответчика в суде. Согласно литовским законам им может стать кто-то из родственников умершего. Если преемственность будет невозможна, дело прекратят.
Бывший первый глава Литовской Республики Витаутас Ландсбергис, который, к слову, и призвал инициировать дело в отношении Михаила Горбачева, также весьма нелестно высказался об умершем:
«Умер заключенный. Это о Михаиле Горбачеве. Ему так и не позволили думать самому и высказывать свои мысли... Вот так и остался винтиком, актером, а не личностью. Жалко, что не смог стать достойным человеком. Неадекватность для занимаемой должности. Или — положение заключенного. Он жил и умер на зоне», — написал литовский политический деятель в социальной сети.
Не смог промолчать и президент Литвы Гитанас Науседа:
«Мое мнение, он выполнял роль надсмотрщика, который решил начать в тюрьме некоторые реформы: перекрасить фасад, предоставить заключенным возможность читать газеты, больше положенного держать свет включенным. Но это была реформа только такого толка — в то время когда заключенные хотели вырваться на свободу. Они так и сделали, но против воли Михаила Горбачева».
В СМИ Азербайджана активно цитировали заявление министра обороны Литвы, который назвал Горбачева «преступником» и вспомнил про протестные акции в Баку.
За Грузию ответила родившаяся в Тбилиси телеведущая Тина Канделаки:
«Для грузин — фигура отрицательная, потому что именно он отдал приказ подавить на площади митинг 9 апреля 1989 года, когда погибли грузинские студенты, — этот поступок ни один грузин, конечно же, Горбачеву ни забыть, ни простить не может».
Читайте материал «Мир, созданный Горбачевым: действительность 2022 года - по-прежнему результат его правления»