- У нас были хорошие отношения, хотя мы по возрасту не очень друг другу подходим, - начал разговор Сергей Белых. - Но тем не менее, мы дружили. Помню, мы с Горбачевым в 2000-х собирались в наш край перевозить немцев, планировали здесь поселок для них строить. Около 3000 семей надо было набрать. 1700 мы нашли, люди готовы были к переговорам. В 2000 году Горбачев приезжал сюда с серьезной делегаций. Среди присутствующих был пожилой американец, как я понял, ЦРУшник конкретный. Договора уже подписали на уровне губернатора и немецкого консула. Сами немцы планировали серьёзно инвестировать проект, место под строительство поселка уже определили. Школу, садик думали построить. Рабочие места создать. Но дело сорвалось, что-то не заладилось. Не то что я или Горбачёв виноват. Просто так получилось. Я ушёл с должности. А те, кто пришёл, посчитали, что не надо это делать.
- Любили его иностранцы?
- Западники его любили, это очевидно.
- Почему он сам не уехал из страны? Ведь все его близкие перебрались в Германию.
- Наверное, не хотел уезжать. Так и жил в Подмосковье на государственной даче.
- Были у него в гостях?
- В 1989-90-х годах я пару раз привозил ему на дачу деликатесы из наших мест: печеные пирожки, жареную утку. Но на территорию нас не пускали. К воротам выходила охрана, забирали у нас сумки. Более тесное общение с Горбачёвым началось в 1996 году и продлилось до 2012 года. В те времена я часто прилетал в Москву, встречался с ним. Но на его даче так и не был, мы обычно в Фонде встречались. Помню даже, когда к нему приходили какие-то послы, он не переносил нашу встречу, всегда меня принимал. Видно, серьезно ностальгировал по родине, по тем временам.
Как-то в наши края приехал режиссер Виталий Манский снимать фильм о Горбачёве. Я на тех съемках присутствовал. Помню, когда Михаил Сергеевич показывал, где он жил, работал, у него слезы на глазах выступили. Потом мы сели за стол, и Горбачев запел песни. Русские, казацкие, две или три спел. Он ведь великолепно поет. В нашей компании еще парень был, который хорошо пародировал Ельцина и Горбачева. Михаил Сергеевич разрешил ему показать номер. Тот спародировал. И тут Горбачев аж привстал: «Я такого не говорил». Обиделся немного. Но ничего, всё обошлось.
- Выпивали?
- Немного. Горбачёв же, скажем так, пригублял. Мог в течение трех часов лишь 100-150 грамм выпить. Обычно коньяк пил, насколько я знаю.
- Обсуждали с ним антиалкогольную кампанию?
- Я как-то приехал к нему в 2009 году, привез настойку «Стрижамента», раков, пирожки. Выпили по 100-150 грамм, и зашел разговор на эту тему. Михаил Сергеевич тогда сказал что-то из серии «заставь дурака богу молиться, он лоб расшибет». Он пояснил: «Сереж, ведь совсем по-другому планировалась антиалкогольная кампания. Думали научить народ культуре пития, привить навыки здорового образа жизни. А на выходе получили то, что получили. Моя ошибка была. Перегнули палку».
- Про Советский Союз говорили?
- Я его как-то спросил, знал ли он, когда в Белоруссии собрались ребята, чтобы подписать соглашение о развале Союза? Он ответил, что знал, ему доложили. Я поинтересовался, почему он не вмешался. «Я побоялся», - признался Михаил Сергеевич. Потом повисла пауза. Он посидел подумал и добавил: «Команды у меня хорошей не было, единомышленников». В других интервью он тоже об этом говорил, может, в более мягкой форме.
- Он не считал, что всё сделали правильно?
- По его интонации я понял, что он жалел о том, что произошло. Но думал, народ его поймет и поддержит. Это лишь мое оценочное суждение. К сожалению, народ перестал его понимать, как мне казалось.
- Почему Горбачёв так редко бывал на родине?
- Может, боялся сюда приезжать? Расскажу одну историю. В 2000 году я пригласил его приехать в Привольное, посетить могилу родителей. Накануне поездки в село мы сидели с ним в городской гостинице и вдруг он засомневался: «А как меня там встретят?». Я растерялся. Елки-палки, а вдруг его там поколотят? Он ведь когда в 1996 году баллотировался на пост президента России, его в родном селе плохо встретили, мягко говоря. Задергался я немного. Подумал, а вдруг сейчас тоже самое произойдет. Срочно согнал казаков, чтобы его охраняли и мероприятие более-менее прошло. Но в итоге, встретили его тепло, люди были рады. И он остался доволен.
- Обычно политиков высокого ранга не волнует мнение народа...
- Это не про Михаила Сергеевича. Он очень переживал, что народ его не понял.
- Когда он последний раз приезжал в Привольное?
- В 2005 году.
- В родовом селе местные власти хотели открыть музей Горбачева в его старом доме. Но разрешения от Михаила Сергеевича не дождались. Почему?
- Я ему постоянно говорил, давай откроем там музей. Понятно, что русские туда не особо едут, а немцы если посещают те края, то стремятся попасть на родину Горбачёва. И что видят? Разрушенный дом. Горбачёв не был против. Но не торопился с решением вопроса. Один раз я услышал от него: «При жизни музей делать не стану».
- Сейчас это тем более никому не нужно?
- Может, наоборот, сейчас возьмутся. Вдруг дочка что-то организует. Хотя времена сейчас непонятные, за себя не можешь сказать, за других тем более не стану решать.
- Когда последний раз общались с Горбачёвым?
- В 2014 году. С тех пор я стал реже бывать в Москве. Когда звонил ему, он часто был занят, начались проблемы со здоровьем. Вскоре он сам ограничил себя в общении. Оставил рядом узкий круг людей. Я и перестал звонить, чтобы не показаться навязчивым.
- Поедете на похороны?
- Свяжусь с московскими друзьями, может и поеду. Отсюда до Москвы всего 18 часов на машине. Думаю, на похороны много народу соберется. Возможно, его друзья из Америки, Германии приедут.