Ведущие российские военные эксперты Виктор Мураховский и Алексей Леонков рассказали «МК», чего в этом году ждать от традиционно самых крупных военных маневров на востоке страны и какие приоритетные задачи планируется на них отработать.
По информации российского оборонного ведомства, в учениях «Восток-2022» задействовано свыше 50 000 военнослужащих, более 5000 единиц вооружения и военной техники, включая 140 летательных аппаратов, 60 боевых кораблей, катеров и судов обеспечения. Наступательные и оборонительные действия планируется отрабатывать на семи полигонах и в акваториях Охотского и Японского морей.
В составе коалиционных группировок войдут оперативные группы органов управления, воинские контингенты и наблюдатели от стран Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и других государств-партнеров, включая: Азербайджан, Алжир, Армению, Беларусь, Индию, Казахстан, Киргизию, Китай, Лаос, Монголию, Никарагуа, Сирию и Таджикистан.
- В этом году на учениях «Восток», - уточнил Виктор Мураховский, - с нашей стороны будут представлены в основном войска Восточного военного округа, за исключением тех частей, которые участвуют в операции на Украине.
- Будут ли там представлены так называемые, именные части, за счёт которых на днях Указом президента на 137 тысяч был увеличен состав Вооружённых Сил?
- Нет. Только стандартные части российской армии. Причем от нас количество задействованных войск будет заметно меньше, чем в предыдущие годы.
- Какой смысл этих учений, на что они направлены?
- В основном на задачи усиления взаимодействия с Китаем. Особенно на море и в воздухе. Предусмотрено, что китайская группировка будет действовать в составе российских войск.
- Так значит, это не мы им собираемся помогать, а они нам?
- Да. Плюс отрабатывается включение Китая в наднациональную структуру управления.
- Что за структура?
- Штаб, объединяющий всех военных, участвующих в манёврах.
- Традиционно в учениях «Восток» раньше активно применялась военно-транспортная авиация и десант.
- Десант может участвовать своими подразделениями, но частично. Не как раньше, когда из одной части страны в другую перебрасывались дивизии или бригады. На сей раз тренироваться будут в основном штабы.
***
Другой военный эксперт Алексей Леонков сообщил «МК», что легенда учений связана с обеспечением безопасности в Восточном регионе.
- Это довольно расплывчатая фраза, - уточнил Леонков, - за который скрыт глубокий смысл. В учениях, проходящих на наших полигонах, а также в Охотском и Японском море, Китай будет участвовать почти всеми своими видами и родами войск: сухопутными частями, авиацией и флотом.
- Получается, в этом году китайская группировка существенно увеличена?
- Да. Мы проводим эти учения совместно с Китаем, начиная с 2018 года, и Пекин всё больше сближается с нами в военном отношении. Количество своих частей на этих учениях он увеличивает из года в год.
- И все они работают под единым командованием?
- Конечно. Учения «Восток» потому и называются командно-штабными, так как наибольшее значение на них уделяется именно взаимодействию штабов. Сейчас это особо важно в связи с тем, что США постоянно нагнетают истерику в азиатско-тихоокеанском регионе.
Но учтите, кроме Китая там принимают участие и страны ОДКБ. Так что расчет делается в том числе и на их большее взаимодействие. Китай граничит со многими странами ОДКБ, так что предстоит отработать моменты, когда в едином стандарте, при единых военных командах и замыслах эти страны могли бы действовать своими вооруженными силами совместно против общего противника.