«Шокирующие» 50 тысяч украинских беженцев в Великобритании могут остаться без крова в следующем году, британское правительство об этом предупреждено, но министры отказываются предложить новый пакет поддержки, чтобы компенсировать надвигающийся кризис, пишет The Guardian.
По мере того, как в Великобритании кризис стоимости жизни кусается, а украинскому конфликту пока не видно конца, растут опасения, что разработанрная британским правительством схема «Дома для Украины» рухнет в следующем месяце, когда первоначальные шестимесячные размещения беженцев закончатся без предоставления украинцам альтернативного жилья.
Хотя Борис Джонсон назвал реакцию Великобритании на украинский конфликт принципиальным триумфом, ряд организаций предупреждают, что реакция его правительства на кризис с беженцами в результате этого конфликта может привести к «катастрофическому росту бездомности».
Всего в Великобританию с марта по программе «Дома для Украины» прибыло 83 900 беженцев. Беженцам подобрали спонсоров, которые согласились разместить их на шесть месяцев и получать за это 350 фунтов стерлингов в месяц.
Не все случаи размещения были успешными. Данные правительства показывают, что с начала конфликта в феврале 1335 украинских домохозяйств, в том числе 945 семей с детьми, зарегистрировались в Британии как бездомные.
Эта цифра должна вырасти со следующего месяца. Анализ, проведенный детской благотворительной организацией Barnardo’s, говорит, что, исходя из отзывов спонсоров беженцев, от 15 000 до 21 000 украинцев могут остаться без крова к зиме, а к середине следующего года их число возрастет до более чем 50 тысяч человек.
Одна из благотворительных групп, «Беженцы дома», заявила, что эта цифра может быть еще выше из-за сочетания различных факторов давления, включая счета за электроэнергию, стремительный рост инфляции и растущие процентные ставки.
Теневой министр по вопросам жилищно-коммунального хозяйства Лиза Нэнди говорит: «Эти шокирующие цифры показывают масштабы кризиса, который вот-вот поразит семьи беженцев, приехавших в Великобританию по схеме «Дома для Украины».
Когда в марте министр Майкл Гоув обнародовал эту схему, Нэнди спросила в парламенте, какие планы разработаны на случай прекращения спонсорства, но не получила ответа. Когда издание Observer в субботу спросило правительство о прогнозируемом уровне бездомности среди украинских беженцев, оно отказалось назвать цифру.
Джеймс Джеймисон, председатель Ассоциации местного самоуправления, которая представляет более 330 советов в Англии, предупредил, что даже если украинцы смогут найти нового хозяина в случае, если первоначальное спонсорство не сработает, впереди их ждут серьезные проблемы.
«Существует значительный риск того, что многим украинским семьям может потребоваться представиться бездомными из-за отсутствия спонсоров или других вариантов», — сказал он.
На прошлой неделе министр по делам беженцев лорд Харрингтон заявил, что ежемесячные выплаты принимающим британцам через шесть месяцев должны удвоиться до 700 фунтов стерлингов в месяц, чтобы компенсировать проблемы со стоимостью жизни. Но у Харрингтона нет полномочий на проведение повышения, и пока министерство финансов отказывается идти навстречу этим пожеланиям. В настоящее время правительство просит существующих хозяев разрешить украинцам оставаться дольше, чем на шесть месяцев, и обращается к новым спонсорам.
Для многих шестимесячный период истекает в середине сентября, и значительная часть хозяев заявляет, что без дополнительной помощи со стороны правительства им придется уйти из схемы по приему украинских беженцев. Некоторые предупреждают, что привлечь новых хозяев будет значительно сложнее.
Станислав Бенеш из благотворительной организации «Опора», которая помогла около 8000 украинцев перебраться в Великобританию, сказал: «В первую волну спонсоров входили люди, которые не совсем понимали значение и последствия такой ответственности».
Хотя в субботу правительство заявило, что оно «пересматривает» уровень поддержки схемы, новой или улучшенной помощи пока не предлагается.
Мэр Лондона Садик Хан сказал: «Жизненно важно, чтобы правительство сделало шаг вперед и предложило больше поддержки. Украинские семьи приехали в нашу страну в поисках помощи и стабильности, и правительство должно действовать сейчас, чтобы обеспечить принимающим сторонам финансовую помощь и поддержку, чтобы они могли продолжать свою деятельность и предотвратить катастрофический рост бездомности».
Китти Гамильтон из организации Vigil for Visas заявила, что повышенная поддержка должна предоставляться в течение трех лет — срока, на который выдаются визы украинским беженцам.
«Обязательство правительства было рассчитано на три года, а не на шесть месяцев, поэтому должен быть долгосрочный план действий, который не растрачивает добрую волю стольких людей».
Гамильтон принадлежит к группе спонсоров в Крауч-Энде, Лондон, которая управляет 400 спонсорами и крайне обеспокоена количеством тех, кто может отказаться от схемы через шесть месяцев.
Робина Куреши, исполнительный директор организации Positive Action in Housing, говорит, что ее беспокоит «надвигающаяся массовая бездомность», когда закончится первый шестимесячный период по приему британскими хозяевами украинских беженцев.
Представитель правительства заявил: «Советы обязаны следить за тем, чтобы семьи не оставались без крыши над головой. Мы предоставили им по 10 500 фунтов стерлингов на человека для покрытия расходов, а также доступ к услуге подбора новых партнеров для поиска нового спонсора в редких случаях отказа от спонсорства. Мы уже приняли меры, чтобы благодарственные платежи в размере 350 фунтов стерлингов были освобождены от налогов, и продолжаем отслеживать и анализировать предоставленную поддержку».
Как рассказывает The Guardian, 36-летняя беженка из Киева Ольга Плющ, помогающая консультировать украинцев, прибывающих в Великобританию, говорит, что процесс аренды — это порочный круг для беженцев, потому что они не могут платить большие депозиты и у них нет опыта работы в Великобритании или добровольного поручителя. Она знает людей, которые уже стали бездомными и спят на диванах друзей, потому что остались без жилья. В некоторых редких случаях, по ее словам, члены британско-украинской диаспоры, которые могут позволить себе такие расходы, помогают, сдавая в аренду целые дома и сдавая комнаты беженцам.
«Я знаю, что есть украинцы, у которых есть деньги, чтобы ежемесячно платить за квартиру, но их просят платить от шести до двенадцати месяцев вперед. Это большие деньги, поэтому не многие украинцы могут себе это позволить, – говорит она. – У них есть работа, поэтому у них есть деньги, чтобы платить ежемесячно, но предоплата за 12 месяцев — это слишком много. Это очень неопределенная ситуация, потому что в сентябре и октябре эти шестимесячные спонсорские контракты подходят к концу. Но, честно говоря, я могу сказать за себя и за многих украинцев, когда мы принимали решение приехать сюда, мы планировали вернуться в Украину в течение шести месяцев».
Сама Плющ сталкивается с жилищной дилеммой, потому что ее спонсор уезжает из Лондона. У ее 12-летней дочери есть место в школе в Сидкапе, но она не смогла получить место в школе в Танбридж-Уэллсе, городе, куда переезжает ее хозяин.