Пока точно известно, что, выйдя из Портсмута и отправившись на учения в США, «принц» тут же, у британских берегов, сразу застрял, не сумев двинуться дальше. Об этом сообщила английская газета The Daily Telegraph со ссылкой на представителя Королевского ВМФ, объявившего, что у «Принца Уэльского» возникли механические проблемы. Какие именно, он не уточнил.
Ну как тут не вспомнить российский авианосный крейсер «Адмирал Кузнецов» - в простонародье «Кузя»! Как только ни потешались над ним англичане, когда примерно в тех же местах, во время прохода по Ла-Маншу, за ним потянулись клубы черного дыма. Эти фото и видео обошли все мировые СМИ. Больше всех глумились англичане: и старый-то он, и допотопная рухлядь, и что ему пора на металлолом…
Ну да, «Кузю» после распада Союза не в лучшем состоянии чудом спасли энтузиасты, выведя с Украины от причальной стенки николаевского завода в Мурманск. Но, как бы там ни было, а черный дым, который бывает, тянется за «Кузей» из-за остатков несгоревшего топлива в момент запуска главной энергетической установки, не мешает ему выполнить боевую задачу. А вот поломка на Prince of Wales очень даже может.
Было, к примеру, заявлено, что британец со своими самолетами F-35 и беспилотниками на борту должен стать звездой в рамках совместной американско-британо-канадской миссии по «формированию будущих операций с использованием самолетов-невидимок и беспилотников у побережья Северной Америки и в Карибском бассейне». Но у «звезды» случилась «звездная болезнь». Теперь Prince of Wales в ожидании помощи стоит на якоре у острова Уайт в проливе Ла-Манш.
Причем такие болезни с «принцем» случались уже не раз. Вот что об этом рассказал «МК» Владимир Гундаров:
- «Принцу Уэльскому» не повезло с самого начала. Его ввели в эксплуатацию «под ёлочку» в декабре 2019 года. Видимо, англичане, как и россияне, тоже любят, закрывать год победными рапортами и премиями. Торопились отрапортовать и что-то не доделали.
В результате уже через полгода у гордости Британского флота на ходовых испытаний произошёл разрыв уплотнения трубы. Вылилось много воды и затопило несколько палуб, после чего несколько месяцев он простоял в ремонте. В октябре 2020 года история повторилась. Тогда из строя вышли электрические кабель-трассы. Корабль снова отправили на полгода в ремонт.
На сей раз, говорит Гундаров, якобы, произошло повреждение гребного вала правого борта. Почему? Сказать трудно – пока мало информации. Возможно, был плохо закреплён сам вал или произошел перегрев сальников – причин много. Не исключен и человеческий фактор – низкая профессиональная подготовка личного состава.
- Припоминается случай, - рассуждает Гундаров, - который очень не любят вспоминать американцы. Он произошёл в 1992 году с ракетным крейсером США «Йорктаун» (USS Yorktown) во время его визита в главную базу Северного флота – Североморск. Он зашёл в Кольский залив, принял на борт российского лоцмана, произвёл салют наций, красиво подошёл к назначенному для стоянки причалу, ошвартовался… А потом российские водолазы полдня ползали по дну Кольского залива в поисках лопасти от его гребного винта. Американцы умудрились потерять ее при полном штиле в закрытом заливе. Наши моряки лопасть нашли, подняли и доставили на «Йорктаун», сделав вид, что так и должно быть во время официальных визитов. Они все-таки – вежливые люди.
При этом эксперт отмечает, что гребные валы и винты лишь на первый взгляд кажутся самой простой деталью корабля. На самом деле это высокотехнологичный продукт. Их производство – целое искусство, сопряжённое с государственными секретами.
- В многочисленных репортажах о спуске на воду очередной атомной подводной лодки, - напоминает Гундаров, - вы никогда не увидите гребной винт. Он всегда надёжно закрыт брезентом от посторонних глаз, так как конструкция и конфигурация его лопастей – военная тайна. То же касается и производства гребных валов. Так что британцам и американцам есть, чему поучиться у России. По крайней мере на российских боевых кораблях ещё не было случая потери гребного винта или заклинивания гребного вала. Надеюсь, и не будет. В этом вопросе наша марка «Made in Russia» – это все еще мировой Знак качества.