Сухопутную границу Шенгена для россиян практически закроют

Хотя общего запрета на визы не будет

Хотя до министерской встрече в Праге, где будут обсуждаться визовые санкции против россиян, еще неделя, основные страны ЕС уже определились со своей позицией. Сторонники жестких мер предсказуемо оказались в меньшинстве, однако это не означает, что россиянам можно полностью расслабиться и продолжать паковать чемоданы.

Хотя общего запрета на визы не будет

У ЕС есть возможности, формально не прекращая выдачу виз, притормозить, а при желании и вовсе заморозить поток туристов. Ближайшие соседи РФ уже заявили, что вне зависимости от общего решения будут ужесточать въездную политику.

В деле о визах есть две составляющие — эмоциональная и политическая. Эмоциональная вполне понятна: некоторым европейцам не нравится, что граждане страны, ведущей боевые действия, ездят развлекаться в Европу. Причем выбирают для отдыха государства, которые их собственные власти считают недружественными.

Эти настроения дополнительно подогревают медиа, где регулярно появляются статьи о том, что отсутствие банковских карт никак не мешает русским платить 5 тыс. евро за обед и продолжать отовариваться в люксовых бутиках, хотя такие товары запрещены к ввозу в РФ. Финские корреспонденты, обойдя парковку международного аэропорта Хельсинки, обнаружили на ней «десятки, если не сотни» автомобилей хай-класса с российскими номерами, включая Bentley, новый седан Mercedes S-класса, Porsche 911 Turbo S и т.д., хозяева которых разлетелись на лазурные берега.

«Это поражает меня. Я бы хотел, чтобы их здесь не было, до того как ситуация в Украине разрешится», — цитируют журналисты раздосадованного этой картиной финского обывателя.

Политическая составляющая в свою очередь заключается в том, что странам Европы надо что-то делать. Спецоперация продолжается, а значит, должны приниматься новые пакеты санкций, которые, как продолжают верить на Западе, могут ее остановить.

Но простые решения уже иссякли. А сложные — как, например, полный отказ от российских нефти и газа — правительства, опасаясь реакции населения, принимать не готовы. Поэтому в ход идут такие неочевидные меры, как попытка запретить россиянам посещать Европу как минимум с туристическими целями. Впрочем, некоторые государства готовы идти еще дальше и полностью опустить «железный занавес» на границе.

Самые радикальные позиции в ЕС занимают граничащие с Россией страны, которые после введения запрета на авиаперелеты стали основными пунктами транзита. По данным финских пограничников, только треть россиян въезжает в их страну по шенгену, выданному Финляндией, тогда как большинство предъявляет паспорта со штампами других стран и сразу направляется в аэропорт, чтобы вылететь дальше.

Финские политики считают, что допуск россиян в Европу может рассматриваться как обход введенных самим же Западом санкций: ведь запрет на авиаперелеты в Россию априори подразумевал, что самолеты летают не пустые, а с пассажирами. А значит, пассажиры по умолчанию тоже попадают под ограничения.

Однако с такой постановкой вопроса согласны далеко не все европейцы. Причем по разным соображениям. Одни, как, например, Испания, Кипр и Португалия, не хотят терять гарантированные доходы от туризма. Другие, как, например, Германия и Австрия, понимают, что ограничения по национальному признаку имеют мало общего с демократией, и в целом это плохая история.

Разница позиций позволяет предположить, что консенсус относительно запрета на выдачу шенгенских виз гражданам РФ на министерской встрече, запланированной на 30–31 августа, достигнут не будет. Согласно Договору о ЕС такое решение должно быть принято единогласно всеми странами Союза. Кроме того, его должны одобрить Европейская комиссия и верховный представитель по внешним делам и политике безопасности, ответственные за оформление ограничительных мер.

Только если инициатива о запрете обретет форму законопроекта, ситуация на общеевропейском уровне кардинально изменится. В противном случае странам, поддерживающим ввод ограничений, придется искать «региональные решения». И такие возможности у них есть. «В разных странах есть пространство для маневра. Это всегда так», — признал на днях Олаф Шольц.

Самое очевидное решение, позволяющее остаться в демократических рамках и при этом хотя бы частично добиться своих целей, — сокращение числа принимаемых заявлений (по этому пути с 1 сентября пойдет Финляндия) и усложнение процедуры. Например, консульства могут затребовать от россиян больше документов, чем они просят сейчас: так увеличивается вероятность ошибки, из-за которой заявителю могут отказать в визе, и растягиваются сроки рассмотрения.

Кроме того, дипломаты могут углубиться в историю использования ранее выданных шенгенских виз. Те, кто недавно оформлял визы в Финляндию, стали получать предупреждения о том, что когда-то давно они не выполнили правило «первого въезда» или провели в стране подачи меньше времени, чем в других местах. «Эти предупреждения могут завтра превратиться в отказы», — передают слова консульских работников туристы.

Еще одна возможность ограничить въезд — антиковидные предписания. В России, как известно, заболеваемость коронавирусом снова растет, а коллективный иммунитет упал почти до нуля. Можно объявить, что россияне представляют опасность для жителей Европы, и разрешить пересекать границу только обладателям свежих сертификатов, признанных в ЕС, каковых в РФ по-прежнему совсем немного.

Наконец, министр иностранных дел Литвы Ландсбергис предложил ввести анкетирование, позволяющее установить, к какому типу русских — «хороших» или «плохих» — относятся претенденты на въезд в шенгенское пространство. Для этого прямо на границе граждан предлагается спрашивать, поддерживают ли они спецоперацию и «чей Крым».

«Литва может ввести такое правило в одностороннем порядке, но если бы остальные граничащие с Россией страны присоединились, это было бы эффективнее», — считает министр. Совершенно очевидно, что если подобные правила будут введены, пересекать сухопутные границы ЕС захотят немногие. Причем вне зависимости от своих убеждений и политических взглядов.

Сюжет:

Новости СВО

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28855 от 26 августа 2022

Заголовок в газете: Туристическая ответственность

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру