Выводы печальны для современных левых: вопреки растущим запросам на справедливость и левую идею в обществе, нынешние ее носители откровенно этим запросам не отвечают. Они даже не пытаются задавать тон социальной политике, глубоко вторичны в решении социальных проблем на местах, откровенно потерялись на фоне единодушной поддержки СВО и совершенно игнорируют растущую пацифистскую волну умеренных патриотов. Это касается в равной степени как коммунистов, так и справороссов, и всех остальных условных российских левых. А это не может не отразиться на их результатах на предстоящих 11 сентября региональных выборах.
С другой стороны, падение рейтингов старых левых партий в последние годы произошло во многих странах Европы — на последних выборах в Германии Левая партия еле-еле прошла проходной барьер, казалось бы, вечная Коммунистическая партия Чехии и Моравии оказалась за бортом чешской политики, колоссальные проблемы у традиционных левых во Франции и Италии, Греции и Болгарии. На освободившееся место приходят партии-проекты молодых популистов — и это было бы нормально, если бы они не исчезали спустя полгода после появления.
Обновление российской «левой» давно и основательно перезрело. Настоящий тандем российской политики, состоящий из Владимира Жириновского и Геннадия Зюганова, в этом году осиротел. Один Геннадий Андреевич, дай бог ему сил и здоровья, уже явно не справляется. На кого он может опереться? Кому доверить штурвал главной оппозиционной силы страны — КПРФ? Попробуем разобраться.
Стиль централизованной российской политики — всегда и во всем копировать власть. Меняется Владимир Путин на Дмитрия Медведева — и Геннадий Зюганов уступает место Николаю Харитонову. Возвращается Владимир Владимирович — и Геннадий Андреевич тут как тут. Вот только в 2018-м несинхронно сработали — эксперимент с Павлом Грудининым хоть и удался на славу, но по итогам перевернул жизнь последнего с ног на голову. Власть заставила не согласованного с Кремлем кандидата заплатить очень высокую цену за полученные 11,77 процента на тех президентских выборах — Грудинин лишился преуспевающего бизнеса, был лишен всех возможных постов, развелся с женой, разругался с сыном. В общем, узнал цену несогласованной политической оппозиции в России.
Кто будет представлять Компартию на ключевых президентских выборах 2024 года — пока вопрос открытый, но вряд ли это будет нынешний председатель ЦК КПРФ. Интереснее другое — кто может заменить Зюганова на посту главы Компартии?
Очевидная, рвущаяся изо всех сил, заметнее всех, кандидатура первого зампреда КПРФ Юрия Афонина. Ему 45 лет, он приглашенная звезда от Компартии на всех телеканалах. Неплохой полемист, но на фоне Зюганова, конечно, меркнет. За последние пару лет смог собрать для поддержки своей кандидатуры необходимое число голосов делегатов партийного съезда (если что вдруг), а в 2021-м стал первым заместителем председателя ЦК КПРФ, отодвинув других претендентов на красный престол еще дальше. В то же время именно нарочитая приближенность Афонина к Зюганову, исходя из традиционной византийской логики российской политики, в духе которой действует и КПРФ, является как раз известной гарантией того, что он так и останется на посту пускай первого, но зама лидера. И самое главное — Юрий Афонин при всех прочих плюсах имеет один жирный минус в глазах ядра Компартии — он излишний конформист и уж точно никак не тянет на потенциального лидера протеста.
Анатолий Локоть — мэр Новосибирска и политик старой гвардии КПРФ, не лишенный лидерских амбиций и качеств. С 2014 года работает во власти, став избранным в конкурентной борьбе мэром третьего по величине города России. За это время неоднократно подвергался обструкции как со стороны ядра КПРФ за компромиссы с властью, так и со стороны власти за избыточную самостоятельность. Мог бы стать серьезным конкурентом Афонину в случае, если его все-таки заставят уйти с поста новосибирского градоначальника. А такой вариант исключать совершенно нельзя — за последний месяц его ближайший заместитель Артем Скатов был привлечен в качестве подозреваемого к уголовному делу по обвинению в клевете против одного из главных застройщиков Новосибирска, депутата Государственной думы от «Единой России» Дмитрия Савельева. Это уже далеко не первый подобный случай, его можно расценивать как недвусмысленное давление градостроительного лобби на неугодного им мэра. Если Локоть не выстоит в этой схватке, то в 2024 году он вынужден будет покинуть мэрию Новосибирска.
Андрей Клычков — губернатор Орловской области с 2017 года, бывший лидер коммунистов в Мосгордуме. Молодой (1979 г.р.) и перспективный политический лидер с неплохим опытом хозяйственной деятельности «на земле». Системен, командный игрок, но без больших амбиций, хотя в наше время это скорее плюс. В следующем году идет на перевыборы в родной Геннадию Андреевичу области.
Алексей Русских — новый и неожиданный губернатор еще одной «красной» области из рядов КПРФ — Ульяновской. В недавнем прошлом бизнесмен, депутат Государственной думы и сенатор от Подмосковья, Алексей Русских, как и Андрей Клычков, был предложен президентом в качестве кандидата в губернаторы. За 10 месяцев на посту главы Ульяновской области не прославился ничем особо примечательным.
Сергей Шаргунов — писатель, глава Ассоциации союзов писателей и издателей, член комитета Госдумы по культуре. Молодой, талантливый, амбициозный политик и общественный деятель. В текущей политической ситуации мудро предпочел взять паузу в выступлениях, дабы не стать объектом критики недовольных коллег, как поддерживающих, так и не поддерживающих СВО. Входил в федеральную часть списка Компартии на прошедших выборах. На особом счету у Зюганова, хотя и не член КПРФ.
Наконец, Денис Парфенов — самый молодой депутат Госдумы от КПРФ (1987 г.р.), который, видимо, уже совсем скоро возглавит Московский городской комитет после ушедшего не по своей воле с поста первого секретаря Валерия Рашкина. Современный, целеустремленный, быстро обучающийся политик.
Конечно, есть еще и звезда всех ТВ-шоу Леонид Калашников, ныне глава комитета по СНГ, и яркая депутатка-неофит Настя Удальцова, и незаметный идеолог коммунистов Дмитрий Новиков. Но они в силу разных причин вряд ли могут рассматриваться на лидерский пост.
Если же говорить о возможных кандидатах в президенты от КПРФ, то вероятно неплохим вариантом мог бы быть опальный бывший губернатор Иркутской области Сергей Левченко или тот же самый новосибирский мэр Анатолий Локоть. Это важно как раз из-за флера оппозиционности — а Сергею Левченко, чей сын Андрей получил недавно показательные 9 лет максимального — политического — заключения, его теперь уж точно не занимать.
В отличие от прочих партий у КПРФ широкая скамейка запасных. Главное, чтобы эти запасные наконец стали основным составом команды.
Иначе партия останется полностью зависимой от ее лидера.
Дай бог ему здоровья еще раз.