Военные учения Китая вокруг Тайваня после визита спикера Палаты представителей Нэнси Пелоси вызвали тревогу в регионе. Однако ответные действия Пекина против Тайбэя практически не оказали серьезного влияния, в основном потому, что Китай не хочет навредить сам себе.
По мнению экономистов, которое приводит Bloomberg, стоимость торговли, на которую распространяются санкции Китая, составляет крошечную сумму (менее 1%) в ВВП Тайваня. Пекин может активизировать свои действия, нацелившись на продукты питания, древесину или полезные ископаемые.
Ограничения на любые дорогостоящие товары, которые реально могут причинить ущерб Тайбэю (сюда, в том числе, относятся полупроводники), маловероятны и почти немыслимы, поскольку Пекин сам очень зависим от передовых технологий на острове.
Экономист DBS Group Holdings Ltd. Ма Тиинг утверждает, что «вероятность того, что Китай нацелится на тайваньские технологии, остаётся относительно низкой. Если посмотреть на роль Тайваня в мировых поставках полупроводников, то можно заметить его доминирующее положение. Китаю будет сложно найти альтернативный источник, если он запретит полупроводники тайваньского производства».
Однако у Пекина ещё есть несколько инструментов для усиления давления на Тайбэй. Как пишет Bloomberg, на Китай и Гонконг приходится около 40% всего тайваньского экспорта. Несмотря на то, что Тайбэй в последние несколько лет приложил усилия для уменьшения экономической зависимости от Китая, дополнительные ограничения всё ещё могут добавить головной боли острову.
Так, Тайвань уже борется с замедлением глобального спроса на электронику и высокой инфляцией, что значительно ухудшает перспективы его роста.
Издание приводит несколько сфер, где влияние Китая уже ощущается:
Торговые санкции
Эта сфера окажет незначительное влияние на Тайбэй. На продукты питания приходится всего 0,4% торговли через Тайваньский пролив, пишут экономисты Goldman Sachs Group Inc. в своём исследовании. В целом двусторонний товарооборот достиг в прошлом году 328,3 миллиарда долларов.
По словам экономистов, недавние ограничения, влияющие на экспорт цитрусовых и некоторых видов рыбы, могут оказать влияние на ВВП Тайваня менее чем на 0,1%.
Если у Китая есть цель смягчить последствия санкций для своей экономики, то он может вполне нацелиться на тайваньскую древесину, полезные ископаемые, обувь или головные уборы. Исследователи выделяют именно эти товары, поскольку, по данным DBS, торговля Тайваня значительно больше зависит от доставки этих товаров в Китай, чем Китай от их получения с острова. Этот вариант выгоден и самому Пекину, поскольку найти альтернативные источники этих продуктов будет легче.
Китай может сократить и собственный экспорт на Тайвань, продолжают экономисты. Такой случай уже был в истории с природным песком. Однако приостановка в 2007 году Пекином экспорта песка примерно на год, позволила Тайбэю воспользоваться ситуацией и уменьшить свою зависимость от Китая в этой области. Эксперты банка JPMorgan Chase&CO назвали эти ограничения «в основном символическими».
Технологии и техника
Высокотехнологическая продукция составляет почти 70% всего тайваньского экспорта в Китай. В первой половине 2022 года Пекин импортировал из Тайваня интегральные схемы на сумму 79,4 миллиарда долларов. Это на 15% больше, чем в прошлом году. В целом это составило почти 38% от общего объёма такого импорта.
Тайвань известен всему миру и как ведущий поставщик полупроводников. Около половины рынка литейного производства приходится именно на тайваньскую компанию. Для Китая запрет на импорт чипов из Тайваня крайне невыгоден, поскольку поиск альтернативного поставщика сопряжён со множеством трудностей.
Bloomberg приводит пример китайской компании по производству микросхем, которая столкнулась с санкциями США и ужесточением экспортных ограничений. Несмотря на то, что отечественные китайские фирмы добились значительных успехов в производстве передовых чипов, отраслевые эксперты уверены, что тайваньская фирма по производству полупроводников (TSMC) остаётся ключевым ресурсом для Пекина.
Инвестиции
Многие крупнейшие тайваньские электронные фирмы имеют производственные базы в Китае, в том числе и компания, являющаяся основным сборщиком IPhone. Не стоит забывать и о тайваньской компании Foxconn, известной как крупнейший частный работодатель в Китае. На заводе компании трудятся свыше 200 тысяч человек. Этот факт может затруднить действия Пекина по борьбе с тайваньскими фирмами без ущерба для собственной экономики.
Также зарубежные эксперты выделяют такие сферы как туризм и каналы поставок.
Если меры в первой сфере могут иметь ограниченный характер, поскольку Тайбэй поощряет туризм на территорию острова из других регионов, включая Юго-Восточную Азию, то нарушение каналов поставок может болезненно отразиться на самой Поднебесной.
Тайваньский пролив является одним из самых оживлённых судоходных путей в мире. По данным Bloomberg, в этом году почти половина мировых контейнеров и 88% крупнейших по тоннажу судов прошло именно по этому водному пути.
Причём, более агрессивные действия Пекина на море могут ударить в большей степени по собственным же портам, чем по портам Тайваня. Это связано с тем, подчёркивает консультант компании Linerlytica Тан Хуа Джу, что доступ к тайваньским портам часто не зависит от прохода через пролив.
«Если бы были полномасштабные военные действия, то это совсем другая история, – подчёркивает эксперт. – Но, учитывая опыт последних двух недель, думаю, совершенно очевидно, что Китай не собирается блокировать торговые пути, потому что его собственные объёмы торговли также пострадают, если будут какие-то ограничения на транзит судов».
Экономисты также убеждены, что рост напряжённости между Китаем и Тайванем в ближайшее время никуда не исчезнет. Си Цзиньпин может захотеть укрепить свою власть в преддверии съезда Коммунистической партии в конце года. В связи с этим эксперты прогнозируют и расширение мер по ограничению торговли в ближайшие месяцы со стороны КНР.