Работы по демонтажу памятника начались около 8.15 утра. Перед этим полиция отключила установленную около него веб-камеру, с которой непрерывно велась трансляция, и перекрыла дороги. Активистов в тот момент возле памятника не было. Сообщалось, что их рано утром разогнал прибывший к памятнику вооруженный спецназ.
Демонтаж производился с использованием техники сил обороны Эстонии. Как рассказала в интервью местным СМИ мэр Нарвы Катри Райк, в связи с перекрытием дорог в это утро ей с трудом удалось попасть в свой рабочий кабинет, который находится на Петровской площади - главной площади города, где расположены органы власти. Одновременно Эстония закрыла границу с Россией в пункте пропуска Нарва-Ивангород.
Решение о демонтаже нарвского танка было окончательно принято сегодня рано утром на экстренном заседании правительства Эстонии. Премьер-министр Кая Каллас аргументировала необходимость переноса монумента тем, что советские памятники якобы «служат российской пропаганде», цель которой - разобщить эстонское общество.
Интересно, что на этот раз решение эстонского правительства разобщило его даже с вполне лояльными ему городскими властями Нарвы, которые указывали, что этот вопрос находится в компетенции местных властей и противились вмешательству в него Таллина. 15 августа этого года судьбу советского танка должно было решить городское собрание Нарвы, но вопрос был снят с повестки.
Сегодня же утром во время экстренной пресс-конференции министр иностранных дел Эстонии Урмас Рейнсалу сделал скандальное заявление, вызвавшее резкую реакцию со стороны российских властей. Рейнсалу призвал «воздержаться от провокаций», напомнив, что в Эстонии действует закон об иностранцах, по которому человека, представляющего угрозу для безопасности, можно лишить вида на жительство. «Граждане иностранного государства, которые систематически нарушают общественный порядок или представляют угрозу безопасности, в том числе в контексте текущих событий, должны с этим считаться», - пояснил министр. Официальный представитель МИД России Мария Захарова написала в своем Telegram-канале, что эти слова являются «прямой угрозой» властей в адрес противников сноса памятника.
Напомним, что Нарва - третий по численности населения город Эстонии, 87% населения которого составляют русские. Большую часть своей истории (почти 200 лет) Нарва входила в состав Петербургской губернии. В 1919 году город был захвачен эстонскими войсками. В начале 90-х там имела место попытка провозгласить Нарвскую республику.
Кстати, между РФ и Эстонией до сих пор нет юридически оформленной границы. По одной простой причине: эстонские националисты до сих пор имеют… территориальные претензии к России.
Русские - самое большое национальное меньшинство в стране. При этом только около 54% из них имеют эстонское гражданство. Около 21% являются лицами без гражданства. 24% - граждане РФ.
В СССР между народами, конечно, царили мир и дружба. Но анекдоты про представителей разных национальностей все же были очень популярны. Они не были злыми, а выглядели, как дружеская «подколка». Эстонцев в этих анекдотах обычно изображали медлительными тугодумами.
В самом деле: стоял себе древний танк времен ВОВ, никому не угрожал, никого не трогал. Кому-то мешало, что люди носили к нему цветы? Зато они не ходили на митинги. Мало кто за пределами Нарвы о нем вообще знал. И вдруг - шум, гам, армия, полиция, угрозы депортации, заявления МИД РФ. Получается, что не сам памятник, а его снос провоцирует дестабилизацию и раскол общества. Зачем же эстонские власти играют с огнем?
Вариантов два. Первый: советские анекдоты очень точно отражали реальность. Второй - власти Эстонии выполняют заказ своих подлинных хозяев, которым очень нужно сейчас если не открытие второго фронта, то хотя бы создание нового очага напряженности, который хоть немного отвлекает от происходящего на Украине. Выбирайте, какой понравится.
Читайте материал «Демонтированный в Нарве танк Т-34 может стоить более 10 миллионов»