Европа разольет российскую нефть по пробиркам

Брюссель намерен подвергнуть импортируемое сырье химическому анализу

Европейская политика в отношении российской нефти, на первый взгляд, остается крайне агрессивной, однако при этом демонстрирует неприкрытую сумбурность и противоречивость. С одной стороны, Брюссель призвал импортеров ЕС гарантировать в контрактах отсутствие примеси сортов «черного золота» из нашей страны. С другой, не стал торопиться с мораторием на страхование танкеров с российским сырьем и отложил до конца года введение «потолка» цен на наши энергоресурсы.

Брюссель намерен подвергнуть импортируемое сырье химическому анализу

Рекомендацию импортерам заносить в контракты за закупку и дальнейшую продажу жидких углеводородов пункт об отсутствии в поставляемых на рынок континента объемах нефти примеси российских сортов Брюссель опубликовал в Официальном журнале Европейского союза 3 августа. Смысл такого обязательства заключается в следующем: каждый экспортер при ввозе «черного золота» на территорию Старого Света обязан подтверждать, что в его топливе не содержится ни одного барреля сырья из нашей страны. В качестве проверки выполнения этого условия может быть проведен специальный химический анализ, а пренебрегшим новыми требованиями трейдерам придется «нести ответственность за любые неверные заявления». Исключением из правил могут оказаться случаи, когда «точная доля продукта, поставленного не из России, не может быть четко отслежена национальными ведомствами участников ЕС».

Претензии Брюсселя вполне обоснованы. Создание нефтяного купажа, где доля российского сырья не превышает половину объема, считалась чуть ли не главным законным способом, позволяющим переступить европейские санкции в случае введения полного моратория на экспорт «черного золота» из нашей страны. Аналогичные уловки применяли производители Венесуэлы и Ирана, в отношении которых также действуют сырьевые ограничения. Стоит отметить, что первой о подобной возможности заявила в апреле Shell, до последнего времени участвовавшая в российских добывающих проектах. Англо-голландская компания решила продавать на европейский рынок так называемую «латвийскую смесь», купажирование которой могло происходить в прибалтийском портовом городе Вентспилс.

Инициатива получила поддержку в других регионах мира, близких к потребителям Европы. Как сообщает агентство Bloomberg, в июле углеводороды из нашей страны начали перегружаться на несвязанные с Россией судна в небольшом египетском порту Эль-Хамра, расположенном в дельте Нила. Там же изготавливали микс, смешивая с сырье с нефтью иного происхождения. В свою очередь, по данным The Wall Street Journal, тайно зарабатывать на российских углеводородах начали индийские компании, используя сырое топливо для получения не только широкой линейки моторного горючего — бензина или дизеля, но и для получения химикатов.

Как полагает ведущий эксперт Фонда национальной энергобезопасности и Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков, процесс химического анализа любой нефти, попадающей на европейский рынок, потребует организации новой системы контроля сродни таможенной службе. В каждом из перевалочных портов придется создавать специальные лаборатории, привлекать штаб профессиональных химиков, утверждать регламент и параметры проверки. Сроки отгрузки сырья будут постоянно срываться, что вызовет негодование как стороны покупателей, так и поставщиков энергоресурсов. Разногласия по пересмотру условий, скорее всего, будут переадресованы в судебные инстанции, что задержит время реализации сырья и усугубит положение европейских потребителей, которые в сложившихся обстоятельствах и так находятся всего в одном шаге от энергетического кризиса.

В связи с тем, «токсичность» предлагаемого Европе топлива, судя по всему, будет оцениваться лишь на бумаге. Тогда возникнет масса дополнительных вопросов: в частности, если экспортер укажет в сопроводительной документации, что в его поставках присутствует лишь 30% нефти из нашей страны, то сможет выгрузить в порту «нетоксичные» 70% груза, хотя основная партия все равно будет содержать российские углеводороды.

«Нефтяные пробники лишь усложнят жизнь конечным потребителям европейского сообщества: перебои с доставкой сырья станут причиной новых ценовых скачков и крайне негативно отразятся на обеспечении энергоресурсами жителей Старого Света, которых уже и так повсеместно призывают экономить лишние киловатты и обогревать дома хворостом, — прогнозирует инвестиционный стратег УК «Арикапитал» Сергей Суверов. — Между тем, осознание приближения кризисной ситуации отражается на антироссийских мерах ЕС. Буквально на днях Брюссель отложил введение запрета на страхование танкеров, перевозящих российскую нефть в государства, не входящие в состав Евросоюза. Воспользовавшись такой «отдушиной» наши производители смогут окончательно переориентировать зарубежные поставки на азиатский регион, трейдеры которого вряд ли будут усложнять себе жизнь проведением химических опытов для определения «гражданства» приобретаемых энергоресурсов.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру