Леонков предупредил о головной боли, которую вызовет покупка турецких беспилотников

В чем кроется основная проблема «байрактаров»

Рабочий визит президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана в Россию и его встреча с Владимиром Путиным – основная тема дня. Как считает ряд экспертов, на пятничной встрече в Сочи, кроме официально заявленных тем, может обсуждаться и вопрос покупки Россией турецких беспилотников.

В чем кроется основная проблема «байрактаров»

Насколько в связи с проведением спецоперации на Украине для нас актуальна возможность приобретения у Анкары беспилотников Bayraktar, «МК» разъяснил военный аналитик, редактор журнала «Арсенал Отечества» Алексей Леонков.

Возможна ли реализация совместных проектов Москвы и Анкары в области беспилотной авиации? Ряд специалистов уверен, что наверняка. Хотя официально это и не озвучивалось. А действительно: почему бы и нет? Ведь закупил же в свое время Киев у Турции десятки беспилотников. А сейчас Россия для Турции более надёжный покупатель, чем Украина, которой уже давно нечем платить за поставляемое оружие. Киев просит в долг, но не факт, что отдаст.

Совместные программы постройки турецких дронов Bayraktar с украинскими двигателями, похоже, канули в Лету после российских ракетных ударов по запорожскому заводу «Мотор Сич». Так что сейчас Россия как покупатель куда более предпочтительна для Турции, чем Украина.

Однако если Россия действительно всё-таки возьмет турецкие «Байрактары», то как этот контракт отразится на планах приобретения иранских беспилотников, о чем также шла речь после недавнего визита Владимира Путина в Тегеран?

- Когда мы говорим о поставках беспилотников из-за рубежа, - поясняет Алексей Леонков, - то это та тема, которая в основном существует в блогосфере.

- Почему? Сообщалось, что Россия и Иран даже подписали ряд соглашений в области авиации.

- Соглашение, которое было заключено с Ираном по авиационной тематике, касалось, прежде всего, гражданского сектора, так как Иран за время нахождения под санкциями научился делать детали к самолётам иностранного производства - Boeing и Airbus. А мы как раз сейчас испытываем потребности в этих запасных частях. И как только эту сделку с Ираном мы заключили, Запад тут же начал снимать ограничения по поставкам запчастей к своим самолётам, которые летают в России. Они поняли, что российский рынок запчастей от них вот-вот уйдёт.

Однако некоторые горе-эксперты сразу же представили все в другом ключе: мы, дескать, сейчас наверняка купим иранские беспилотники, что однозначно переломит ситуацию на линии боевого соприкосновения в Донбассе.

- А что нам сейчас действительно мешает закупить беспилотники в Иране или Турции, если в этой тематике сами мы пока отстаем? Так делают многие страны, что здесь особенного?

- Давайте в этом вопросе поставим все точки над «i». Пять месяцев боевых действий показали, что на линии боевого соприкосновения беспилотники, безусловно, приносят пользу, но все-таки имеют достаточно ограниченное применение. В частности, есть ограничения по дальности – не далее 50 километров. 

Допустим, в условиях городских боёв работают маленькие беспилотники, или тактические дроны на дальности не больше 50 километров для целеуказания артиллерии и реактивным системам залпового огня. Все остальные беспилотники, в том числе разведывательные, с хорошей оптикой, которые могут заглядывать дальше, не залетают далеко, потому что их сбивают.

Это касается и ударных беспилотников, которые занимаются «свободной охотой» за военными объектами, например танковыми колоннами или артиллерийскими позициями. Их периодически тоже сбивают, когда они уходят вглубь территории противника.

То есть беспилотники выполняют вспомогательную роль. Она не является решающей. Так стоит ли бросать сейчас столько сил и средств на покупку беспилотников за границей? А что тогда делать нашим производителям беспилотников, которые сейчас работают в три смены, выпуская их для российских вооружённых сил?

- Все же Турция сильнее, чем мы, подвинулась в беспилотной тематике. Вы считаете, что на встрече Путина и Эрдогана тема покупки беспилотников вряд ли перейдет в практическую плоскость?

- Конечно. Эту тему в медиапространстве вечно поднимают с тем, чтобы внести диссонанс. Допустим, когда идет речь об иранских беспилотниках, обычно говорят: в нашей промышленности кризис - давайте купим иранские дроны, это нас спасёт. А если говорят про турецкие, то общий посыл обычно звучит так: это якобы те самые беспилотники, которые убивали наших ребят.

- Провокационно звучит…

- Вот и я о том же. Эту тему чаще всего «качают» так называемые ура-патриоты, чтобы будоражить народ, поймать на ней хайп.

- Ну почему же? В покупке иранских беспилотников, на мой взгляд, нет ничего плохого. Правда, если говорить еще и о покупке турецких, то не встанет ли здесь техническая проблема совместимости различных систем на поле боя? 

- Если купим, конечно, встанет. Не забывайте, что мы ещё и китайские аппараты покупали. Правда, не централизованно, государством, а в основном волонтёрскими организациями. 

Учтите, что все эти беспилотники требуют дополнительный адаптации к условиям боевых действий. Их надо перепрошивать, людей надо обучать пользоваться ими. Некоторые волонтёры даже организуют центры по обучению управлению такими дронами. На все это нужно время, прежде чем вы получаете более-менее грамотного специалиста.

А если мы говорим про серьёзные, например, тяжелые беспилотники большой продолжительности полета, которые специально выпускаются для военных нужд, там все еще сложней. Во-первых, период обучение дольше, а во-вторых – необходима перепрошивка, которая, прежде всего, касается той информации, которую этот аппарат добывает.

- Что за перепрошивка? Для чего она нужна?

- Там нужно навигационную карту перепрошивать, по которой дрон работает. А если мы говорим о турецких и иранских аппаратах, то у них вся информация идёт на национальном языке. Все обозначения и координаты на карте тоже непонятно – то ли они в метрической, то ли в дюймовой системе работают. К тому же система распознавания объектов на земле – а у них есть наземный комплекс, который распознаёт наземные объекты – тоже должна быть нам понятной. Важно четко осознавать, что и какими условными знаками там обозначается в тот момент, когда эта информация передается боевым комплексам огневого поражения. Для них интерфейс той информации, что они получают, также должен быть понятным.

Если всю эту цепочку технических проблем выстроить, то получается, что покупкой таких иностранных беспилотников мы создаём себе только головную  боль. Проще и намного выгодней заняться производством таких аппаратов самим, заодно, не позволяя ура-патриотам ловить на теме закупки импортных дронов  хайп. 

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру