— После объединения Германии, которое произошло 3 октября 1990 года, информационные агентства во всем мире начали внедрять в массовое сознание, что якобы восточные немцы — «совковые», что наибольший прогресс принадлежит западным немцам, — говорит Кошкин. — На самом деле это ерунда. Посмотрите, Ангела Меркель — она же как раз из восточных немцев. 16 лет, будучи канцлером Германии, она согласовывала не только внутреннюю политику, но и была самой влиятельной женщиной в мировой политике. В непростых ситуациях находила правильный тон, принимала значимые решения. Как она заявляла, «вы бьете чашки, а я их собираю, склеиваю и мою». Такие кадры с востока Германии, как Меркель, были на порядок выше, и в морально-нравственном отношении, и в профессиональном. А когда стали сравнивать возможности контрразведки, западные немцы были шокированы, насколько высокотехнологично, высокопрофессионально работали резиденты в Восточной Германии. Тем не менее в сознание общественности внедрялась мысль, что восточные немцы — обуза. Их превратили в людей второго сорта.
По мнению доктора политических наук Андрея Кошкина, это разделение чувствуется и по сей день:
— Неудивительно, что опросы исследовательской компании Forsa дали такой результат. 61% жителей Западной Германии одобряет поставки тяжелых вооружений Украине, в то время как в Восточной Германии таких только 32%. Жители восточных федеральных земель выступают против той политики, которую ведет сейчас Олаф Шольц. Это же надо додуматься: не прошло и ста лет, как Германия опять посылает танки против России! Маргарет Тэтчер, которая дольше всех занимала пост премьер-министра Великобритании, говорила: «Если вы плюнете в лицо России, она утрется, но если Россия плюнет в вас, вы захлебнетесь во всем мире». Вот сейчас и начинают хлебать все. Не смогли даже сделать расчеты по экономическим санкциям. А теперь делают ставку на то, что соберут бронетанковую технику со всей Европы против России. Вот почему здравый смысл в опросах — на стороне восточных немцев.
Социальный психолог Алексей Рощин считает, что в ФРГ за все эти годы так и не смогли по-настоящему ассимилировать жителей экс-ГДР. Отсюда и разное восприятие событий, происходящих на Украине.
— Западные немцы считают себя коренной и истинной частью Германии, — говорит Рощин. — В то время как жители в ГДР, по их мнению, в свое время оторвались от корней, были частью советского проекта, где им «изрядно промыли мозги». Их по-другому воспитывали, они были за «мир во всем мире». У советских людей была собственная гордость. И у восточных немцев была своя гордость. Это, по сути, другой народ, в отличие от «правильной» Германии.
С того момента, когда рухнула Берлинская стена, состоялось воссоединение Германии, прошло почти 33 года. Но разрыв между Востоком и Западом Германии, по мнению социального психолога, никуда не исчез:
— Жители западной части Германии как были более состоятельными, так ими и остались. Несмотря на вливание денег в Восточную Германию, она отстает от Западной. Большинство немцев с восточных федеральных земель считают, что им недоплачивают, всячески зажимают, не назначают на высокие посты... Во многом они разочарованы. Слишком высокими были ожидания того, что должно произойти после падения Берлинской стены. Сейчас они говорят, что не видят реального свободного выбора, демократии. С недоверием относятся как к политическим деятелям, так и к официальным средствам массовой информации. Многие сохранили теплые чувства к СССР, и к России как его правопреемнице. Времена существования ГДР многие воспринимают как «потерянный рай». Поэтому в душе они — в оппозиции к власти. И это сейчас проявляется. Коренная, западная часть Германии, со своей стороны, по-другому оценивает то, что происходит. Отсюда и разногласия в проводимых опросах.