Украинский президент Владимир Зеленский решил поддержать иностранных наёмников, разрешив им подписывать контракт с ВСУ на 10 лет, а также изменив порядок их отстранения от должности, в случае их уголовного преследования. Также наёмникам гарантирован отпуск и денежное пособие для восстановления и лечения. Таким образом Украина пытается привлечь зарубежных бойцов, отток которых произошел на фоне смертного приговора наёмникам на территории ДНР. Напомним, в начале лета суд в Донецке приговорил к «высшей мере» граждан Великобритании Эйдена Аслина, Шона Пиннера, а также марокканца Брагима Саадуна, участвовавших в боевых действиях на стороне ВСУ.
И вот новая порция «наемников» готова к суду. Про одних из них известно совсем мало, другие же довольно известные. Как, например, 35-летний наёмник со стажем из Великобритании Эндрю Хилл. Боевой опыт он имел ещё до Украины. На родине жил в Плимуте, служил в сухопутных силах Великобритании, прошел войну в Афганистане. Военный инструктор и профессионал с боевым опытом. Попав в плен, ветеран боевых действий внезапно изменил своё мировоззрение. Теперь он на камеру публично обвиняет своих бывших друзей - наёмников в злодеяниях, всячески сотрудничает со следствием, лишь бы избежать смертной казни.
«Когда я приехал на Украину, я понял, что это настоящий ад, - рассказывает Хилл, - Я познакомился со многими иностранными наёмниками, имевшими боевой опыт во всех уголках света. Ради денег они готовы выполнять любые приказы. Они плохие люди и садисты. Они идут служить не только ради денег, но и потому, что получают удовольствие. Многие из них не знают ни украинского, ни русского языков. Поэтому они стреляют, убивают и калечат всех без разбора. Ещё иностранные наёмники пытают российских военных и пророссийских активистов».
Европейские СМИ стараются сгладить роль наёмников в своих статьях. Например, Хили Дилана в «The Guardian» называют гуманитарным работником, отправившимся на Украину исключительно с благими намерениями. Дилана задержали на КПП в Запорожье в апреле на машине, в которой он якобы вывозил украинскую семью из зоны боевых действий. Он повар по профессии, жил в городе Хантингтон, что рядом с Кембриджем.
А вот 59-летний пенсионер Джон Хардинг у британских СМИ — парамедик. На фото он, правда, позирует не с медицинскими приборами, а с внушительного вида чёрной винтовкой. Ветеран Фолклендского конфликта 1982 года и участник конфликта в Сирии, где воевал на стороне курдов. Последние несколько лет - боевик в составе полка "Азов". В предчувствии смертного приговора с ним так же произошли резкие моральные перемены. На допросе он молил премьера Британии о спасении.
Хорватский наёмник Пребег Векослав служил в составе украинской морской пехоты, бойцы которой вместе с «Азовом» занимали позиции в Мариуполе. Пребек пять лет служил в хорватской армии, в 2020 году приехал на Украину, где заключил контракт с ВСУ. В плену хорват, как и остальные, выставляет себя «белым и пушистым». Говорит, что влюбился в украинскую девушку, и хотел получить гражданство страны. Боевого опыта же, по его словам, не имеет, а в ВСУ служил, потому что линия фронта в то время была «стационарной». «Раньше я не участвовал ни в каких конфликтах», - убеждает он.
Фотография молодого бритоголового иностранца, шведа Густавссона Матиаса висит на сайте «Волонтёр». Информации о нём немного: «Полк «Азов»; 1 РОП 1 БОП», - вот и всё, что значится в досье на Матиаса. Дата слушания дела пока не названа. Но не исключено, что в скором времени «расстрельный» список ДНР пополнится вышеописанными лицами, несмотря на их показательное раскаяние, в которое жители ДНР не верят.