По мнению Игнатьева, юридический выход Республики Молдова из соглашения от 21 июля 1992 года может послужить предпосылкой к военным действиям, поскольку он возвращает ситуацию к состоянию вооруженного конфликта между Молдовой и Приднестровьем.
В 1992 году в рамках соглашения удалось добиться прекращения огня, в регионе были размещены совместные миротворческие силы РФ, Молдавии и ПМР (Приднестровской Молдавской республики). Сегодня в составе миротворческой миссии - 402 российских военнослужащих, 492 приднестровских, 355 молдавских и десять военных наблюдателей от Украины.
Из Кишинева неоднократно звучали призывы переформатировать миротворческую миссию и вывести из Приднестровья российских военных. Сегодня в очередной раз прозвучали заявления об «угрозе», якобы исходящей от российских войск ПМР, на этот раз из уст посла Украины в Молдавии Марко Шевченко. В то же время директор второго департамента стран СНГ МИД России Алексей Полищук предупредил об опасности разморозки приднестровского конфликта из-за действий Молдавии по блокаде ПМР.
Обострение ситуации вокруг Приднестровья прокомментировала профессор РАНХиГС при президенте, эксперт по Молдавии и Приднестровью Наталья Харитонова.
- Это напрямую связано с успехами российской спецоперации на территории Украины. – заявила Харитонова. - Ранее некоторые российские официальные лица заявляли о том, что спецоперация может расшириться на Одесскую область вплоть до выхода на границы с непризнанной Приднестровской республикой. Судя по всему, успехи специальной операции вызвали тревогу у наших геополитических оппонентов, которые оказывают давление на Молдавию с целью принудить ее занять более активную позицию, вооружают ее.
Нам известно о проникновении на территорию Молдавии румынских наемников. Молдавия долго сопротивлялась втягиванию в украинский конфликт, но западные партнеры усиленно подталкивают ее к этому. К тому же Молдавия недавно стала «вечным кандидатом» в члены ЕС и солидаризировалась с Европой в вопросе антироссийских санкций. Все это обостряет обстановку в зоне безопасности в Приднестровье.
На днях президент Приднестровья Вадим Красносельский выступил с инициативой дать письменные гарантии о мире и безопасности в республике. Он предложил, чтобы документ подписали все участники переговорного формата 5+2.
Сам этот переговорный формат стагнирует с 2019 года. Вчера я видела новость о том, что в августе собираются снова провести заседание в этом формате, но, думаю, его снова перенесут, как это уже было неоднократно. На днях в Приднестровье приезжал представитель МИД России, который курирует приднестровский проект, посол по особым поручениям Виталий Тряпицын. Вчера в Россию прибыл глава МИД ПМР Виталий Игнатьев. С этим, видимо, и связаны прозвучавшие со стороны наших госструктур заявления по приднестровскому вопросу.
- Насколько сейчас велика угроза «размораживания» конфликта Приднестровье?
- Этот вопрос надо рассматривать сугубо в контексте спецоперации и возможных действий на территории Одесской области. В экспертной среде считается, что «ключом» к Приднестровью является именно Одесса.
Второй момент. Население Молдавии и Приднестровья твердо не желает воевать. Все помнят конфликт 1992 года, поколение, которое в нем участвовало, сегодня социально активно. Но, как справедливо было указано министром иностранных дел Сергеем Лавровым в его статье в газете «Известия», инсценировки и провокации являются расхожим инструментом политики Запада. Если будет устроена провокация, а такую вероятность эксперты допускают, то нежелание населения воевать никто учитывать не будет. Разжечь вооруженный конфликт в Приднестровье через провокацию более, чем возможно.
- А Кишинев действительно собирается выйти из соглашения 1992 года?
- Его подписывали главы государств, президенты России и Молдавии. Предполагаю, что для его денонсации нужно согласие обоих президентов. Если же это будет сделано в одностороннем порядке, то это будет означать полную деконструкцию миротворческой операции и немедленное возобновление конфликта.
Готова ли Молдавия при учете ее военного потенциала к конфликту? Я полагаю, что нет. Очевидно, что те, кто там делает такие неосмотрительные заявления, рассчитывают на иностранную помощь, в том числе на наемников со стороны Румынии либо ЧВК других стран. Недавно в Молдавии принимали специальный закон, согласно которому иностранные военные формирования могут участвовать в охране государственных границ. То есть юридическое основание для их легализации в Молдавии есть.