О том, чего еще можно ожидать от встречи в Рамштайне, «МК» рассказал военный аналитик, редактор журнала «Арсенал Отечества» Алексей Леонков.
- Украина, безусловно, рассчитывает на сотни танков, орудий и тысячи боеприпасов к ним, - пояснил эксперт. – Но несмотря на то что США после мадридского саммита заявляли, что якобы договорились с пятьюдесятью странами о поставках вооружения Киеву, скорее всего, ничего этого не будет.
Здесь есть ряд объективных причин, связанных с тем, что авантюра, затевавшаяся Западом на Украине, не предполагала, что потребуются дополнительные поставки вооружения уже сверх тех, которыми накачали Украину изначально. Киев еще до начала спецоперации страны Запада максимально обеспечили советскими образцами вооружений. Их выгребли со складов всех стран Восточной Европы, надеясь, что этого ВСУ хватит не только на то, чтобы сломить Луганск и Донецк, но ещё и повоевать за Крым, а может, даже Кубань.
- Европа так утилизировала старое советское оружие, чтобы перейти на новое натовское?
- Не то что бы совсем уж утилизировала. Она просто рассчитывала, что торпедирование России с помощью Украины всё-таки приведет к нужному ей результату.
Запад не ожидал, что всю эту массу вооружений российские войска так быстро превратят в металлолом и им придётся заниматься дополнительными поставками, снимая со своих мобилизационных складов то оружие, которая они хранили на случай глобальной войны.
- Что за мобилизационные склады?
- Те, за счет которых должны оснащаться войска второго эшелона. Есть первый эшелон – это регулярная армия. А второй – те люди, которые имели опыт военной службы. Их мобилизуют в случае начала войны, вооружают, сажают на технику и дополняют выбывающие из строя армейские части. Они должны продержаться до тех пор, пока в стране не произойдёт всеобщая мобилизация.
- Но Европе можно было бы отдать технику с этих складов Киеву, а для себя сделать новую.
- Не получится. Военно-промышленный комплекс и США, и Европы перед началом конфликта на Украине не был переведён на военные рельсы. Он, конечно, что-то выпускал, но все это было в основном мелкосерийное производство, а также решал вопросы модернизации уже существующего военной техники.
- Почему теперь они не переводят свой ВПК на военные рельсы?
- Не могут. В основе любого производства лежит энергетическая составляющая. Производство военной техники на мощностях ВПК невозможно при слишком дорогих ценах на энергоносители.
- Выходит, Запад, устроив энергетический кризис, сам себя загнал в оборонную ловушку?
- Конечно. Европа поддалась обещаниям США о том, что их санкционная политика сломит российскую экономику. Ей обещали, что когда Украина ударит по России всей своей военной мощью российская «оборонка» точно не выдержит напора. Они очень надеялись на это.
- И продолжают надеяться, собираясь в Рамштайне снова говорить о поставках Украине оружия.
- Думаю, не только об этом. Им придется рассмотреть последствия собственной авантюры, которая складывается сейчас не в их пользу.
На оружейных поставках по-прежнему больше всего настаивают застройщики украинского конфликта – США и Великобритания. При этом оружия почему-то меньше всего идёт из самой Великобритании. Единственное, на что сейчас она планирует раскошелиться, это на 4 установки MLRS. По сравнению с поставками других стран – капля в море.
- Больше всех оружия на Украину отправляют американцы. Причем свои РСЗО HIMARS поставляют уже с дальними ракетами, которые непосредственно угрожают российским городам и Крымскому мосту.
- Эта информация пошла с подачи украинских СМИ. Американцы ее не подтверждают. Волну поднимает Киев. То же самое он делал и при первых отправках тяжелого вооружения.
Кстати, несмотря на то что США – все еще лидер по поставкам оружия Незалежной, у самих американцев с ним тоже начались проблемы. Запрос Киева дать ему 500 танков оказался абсолютно не решаем.
Свои танки, которые стоят у Пентагона на хранении, американцы не отдают. Британцы этого делать тоже не собираются. Польша сказала, что она уже всё отдала и теперь сама требует взамен новые танки. Страны Азии, имевшие в своём арсенале советское вооружение, также не хотят его передавать. Они ребята прагматичные и спрашивают: кто все это оплатит? Американцы, конечно, обещают: дескать мы вам потом компенсируем. Те отвечают: деньги вперёд.
- Утром деньги, вечером танки?
- Именно. И говорят: логистика тоже за ваш счёт. А если у вас денег нет, и вы собираетесь расплатиться с нами своим новым вооружением, то в этом случае схема та же: сначала ваше оружие, только потом мы отдадим наше старое советское.
- Похоже, после встречи в Рамштайне Украине уже мало что светит из вооружений?
- Возможно, что-то из стрелкового вооружения ей и поставят. Что-то из боеприпасов 155-го калибра – тоже, их в Европе было сделано много. Хотя сейчас что-то не наблюдается, чтобы они там уже начинали точить новые боеприпасы на замену старых.
Проблем у них много. Вот, допустим, те же немцы: хотели отправить Киеву свои зенитные установки «Гепард». А боеприпасы к ним делают в Швейцарии. Но Швейцария заявила: ничего делать для вас не будем.
Вопрос поставок тяжелого вооружения некоторым образом может решить отправка Киеву зенитно-ракетных комплексов ПВО NASAMS. Но их дадут украинцам так мало, что они смогут их использовать лишь для прикрытия нескольких особо важных объектов.
- Считаете, поставки тяжелого вооружения теперь станут штучными?
- Да. Причем это оружие не влияет на ход боевых действий, так как ВСУ его практически не используют на линии боевого соприкосновения, а применяют для обстрела гражданских объектов. Теми же HIMARS бьют с большого расстояния, куда наши станции контрбатарейной не добивают. Но эта проблема – не буду говорить, как именно – уже решается.
Такие обстрелы HIMARS гражданских объектов – по факту террористические атаки. Руководят ими американские инструкторы, а исполняют – украинские боевые расчёты. Они, конечно, приносят им результат. Но никак не военный. Только пропагандистский. Киев подает информацию об этих обстрелах в нужном свете: вот, дескать, какую реакцию у России вызывает применение вашего оружия! Все это активно продвигает в интернет-пространстве ряд ангажированных блогеров. В том числе раскручивая такую информацию, украинцы будут продавливать свою позицию в Рамштайне.
- Продавливать можно сколько угодно, но что делать, если западный ВПК не в состоянии поддержать «хотелки» Украины? С нашей оборонкой, конечно, тоже не все идеально. Но многие специалисты считают, что, в отличие от западного, российский ОПК изначально готовился к противостоянию не с Украиной, а в целом с оборонными возможностями блока НАТО.
- Да, но были и те, кто говорил, что российский ОПК сломается в борьбе с мощнейшим, богатейшим комплексом стран НАТО. У нас была целая плеяда всевозможных «экспертов», которые заявляли: «Мы не выдержим эту конкурентную борьбу, у них бюджеты сумасшедшие, а у нас – копейки! В США недавно $740 млрд выделили для своего Пентагона. Куда нам тягаться со своими $60-70 миллиардами?».
Однако ведь тягаемся? И успешно. А вот у них с такими цифрами массовых поставок оружия ни себе, ни Украине что-то не наблюдается.
- Ну как же? Они ведь обещают запустить для Украины ленд-лиз?
- Про ленд-лиз я второй месяц слышу, что он еще не начался, но совсем скоро, буквально вот-вот начнется. И вот уж тогда-то пойдут один за другим эшелоны оружия с надписью на вагонах: «Украине – от НАТО».
- Откуда возьмутся эшелоны, если они там свои оружейные склады уже дочищают?
- Их эшелоны сейчас активно вывозят с Украины зерно. Эти поставки работают прямо отлично. В Европе кризис – кушать хочется, число желающих вывезти украинское зерно растёт в геометрической прогрессии. Уже и Прибалтика тянет свои тощие ручонки, чтобы тоже что-нибудь успеть урвать.
- Нашей «оборонке» нужно пользоваться такой ситуацией: наращивать производство и поставки оружия своим войскам?
- Так и делаем. В связи с этим в рамках закона увеличен гособоронзаказ. Но очень хочется, чтобы это увеличение имело более широкую поддержку со стороны Минфина. Но насколько я знаю, деньги сейчас по-прежнему зачем-то размещаются в евробондах.
- Опять?
- Опять. И тут хотелось бы спросить: кто у нас ещё, помимо некоторых блогеров, работает на другую сторону?
Справка «МК»: За пять месяцев спецоперации на Украине российские войска уничтожили более 4100 танков и бронемашин, свыше 400 самолетов и вертолетов, 759 установок РСЗО, 3160 артиллерийских орудий, 356 зенитных ракетных комплексов, 1568 беспилотников ВСУ.