На границе Турции и Греции были замечены десятки танков и бронетранспортёров греческих вооруженных сил, передает портал avia.pro. Утверждается, что они массово развёртываются примерно в трех километрах от границы с Турцией, что, с точки зрения ряда местных СМИ, может свидетельствовать о возможном начале вооружённого противостояния между Афинами и Анкарой.
Сообщается, что в район реки Марица были стянуты несколько десятков танков, а также как минимум 60 бронетранспортёров и боевых машин пехоты. После разгрузки вооружение сразу же развёртывается в уже подготовленных полевых укреплениях.
«Согласно фотографиям и информации, переданной сегодня источниками в Западной Фракии, Греция интенсивно перебрасывает бронетехнику и танки к турецкой границе, – отмечают турецкие информационные ресурсы. – Ранее вооружённые силы Греции начали рыть противотанковые окопы на берегу реки Марица, которая образует пограничную линию между Турцией и Грецией в Западной Фракии».
Они также подчеркнули, что еще в начале июня «из-за угроз со стороны Анкары» Афины привели армию в восточной части Эгейского моря в состояние повышенной боевой готовности. Однако каких-либо официальных заявлений со стороны Греции по этому поводу пока не последовало.
«На мой взгляд, серьезного военного обострения между Турцией и Грецией ждать не стоит, - комментирует «МК» ведущий научный сотрудник Центра азиатских и африканских исследований ВШЭ Алексей Образцов. – В этой связи турецкий лидер Реджеп Эрдоган, скорее всего, выступит с какой-нибудь зажигательной речью, мол, мы всегда говорили, что греки – люди ненадежные, что они нарушают все что только возможно. Глава государства точно добавит, что со своей стороны Анкара проводила перегруппировку незначительный приграничных сил на своей территории, поэтому это не должно никого касаться.
Кроме того, одна из причин демарша президента Турции по поводу вступления Швеции и Финляндии в НАТО была связана со стремлением стабилизировать и продвинуть в положительном для него ключе позицию по Северному Кипру. Соответственно, Афины сейчас тоже попытаются отыграть потерянные очки».
Между тем, по словам эксперта, до реального столкновения дело вряд ли дойдет. В конце концов, обе страны – члены Североатлантического альянса и их очень быстро посадят на предназначенные им табуретки.
«В угоду внешнеполитической и внутриполитической ситуации время от времени и Турция, и Греция должны показывать, что у них еще есть мускулы, - продолжает политолог. – Теоретически возможны какие-то несерьезные приграничные столкновения, ведь территориальные претензии к друг другу есть у каждой стороны. Но, поскольку оба государства являются членами НАТО и тесно связаны блоковыми обязательствами, вряд ли то это выльется во что-то существенное».
В то же время некоторые западные наблюдатели считают, что если в Европе вспыхнет новый вооруженный конфликт, то это может быть именно столкновение между Турцией и Грецией.
Одна из болевых точек в отношениях двух соседних стран – так называемый «эгейский вопрос». Это целый комплекс спорных тем между Турцией и Грецией относительно суверенитета некоторых территорий и смежных прав в акватории Эгейского моря и воздушного пространства над ним. Дважды - в 1987 году и в начале 1996 года, эта тема приводила к кризисным ситуациям, близким к серьезному вооруженному противостоянию между двумя соседними государствами.
Так что получается, что, по крайней мере, на уровне риторики политики самого высокого уровня не исключают и силового варианта разрешения накопившихся противоречий. Хотя для НАТО это стало бы «кошмарным» сценарием, который альянс будет всеми силами стараться не допустить.
В 1990-е опасные маневры военных самолетов стран-союзниц по НАТО привели к человеческим жертвам. Так, греческий лётчик разбился, перехватывая турецкий F-16, а турецкий пилот погиб, сбитый греческим «Миражом-2000». Еще один греческий летчик разбился после столкновения с турецким F-16 в районе острова Карпатос.
В наше время напряженность между Афинами и Анкарой в Эгейском море выросла в связи с мигрантским кризисом. Турция обвиняет греческие власти в том, что они выталкивают обратно нелегальных мигрантов, пытающихся попасть в Европу. В воскресенье сообщалось, что турецкие силы безопасности спасли мигрантов, «отброшенных» на двух спасательных плотах греческой береговой охраной в море.
Как отмечает турецкое издание Daily Sabah, в последние годы сотни тысяч беженцев совершили короткие, но опасные путешествия через Эгейское море, чтобы добраться до Северной и Западной Европы в поисках лучшей жизни. Турция и Греция оказались ключевыми транзитными пунктами для мигрантов. Анкара обвинила Афины в массовых отказах в приеме беженцев, депортации и отказе мигрантам в доступе к процедурам предоставления убежища, что является нарушением международного права. Анкара также обвиняет Европейский Союз в том, что он закрывает глаза на это «вопиющее нарушение прав человека».
Не способствовало укреплению турецко-греческого взаимопонимания и выступление в мае премьер-министра Эллады Кириакоса Мицотакиса с речью перед обеими палатами Конгресса США. Глава греческого правительства привел американским законодателям доводы Афин в пользу приобретения у США истребителя-невидимки F-35 и против разрешения Турции модернизировать свои истребители F-16 новыми ракетами, радаром и электроникой.
На это Эрдоган отреагировал весьма резко: «Мы еще раз предупреждаем Грецию, чтобы она избегала мечтаний, заявлений и действий, которые приведут к сожалениям, как это было столетие назад».
В словах президента Турции легко увидеть намек на греко-турецкую войну, завершившуюся катастрофическим поражением Греции в 1922 году.
Собираясь в июне на мадридский саммит НАТО, Эрдоган заявил, что отказывается встречаться с Мицотакисом, пока греческий премьер «не возьмет себя в руки»: «Мы сказали: «Извините, но у нас сейчас нет времени на такую встречу». Потому что очевидно, что они милитаризируют острова». Позже в тот же день турецкий лидер сообщил, что у Анкары нет желания вступать в войну с Грецией, но тут же обвинил Афины в 147 случаях нарушения воздушного пространства Турции.