Ананд отметила, что в ходе 14-го саммита лидеров БРИКС, который проходил с 23 по 24 июня в виртуальном формате в Пекине, этот вопрос обсуждали Китай, Россия и Индия. Ранее сообщалось, что заявку на вступление в БРИКС подали Аргентина и Иран. Также Тегеран должны принять в Шанхайскую организацию сотрудничества. «Все эти страны показали свою заинтересованность в присоединении и готовятся подать заявки на членство, - сообщила она. – Я думаю, что это хороший шаг, поскольку расширение всегда воспринимается позитивно, это явно усилит влияние БРИКС во всем мире».
По словам главы форума, после украинского кризиса наблюдается реальное проявление силы БРИКС.
«Есть шанс, что объединение сможет работать для создания нового мирового порядка: увеличить обмен ресурсами, разработать авиационные, торговые и финансовые маршруты для новых мировых реалий», – добавила Ананд.
«Любая организация, в которой есть Индия, Китай и Россия, имеет значение, - комментирует «МК» ведущий научный сотрудник Центра азиатских и африканских исследований ВШЭ Алексей Образцов. – Поэтому стремление стран присоединиться к БРИКС - такое «метание без времени», поскольку многие международные организации, как формального, так и неформального свойства, утрачивают значимость и смысл. Когда они создавались, это был нормальный план: имелась цель и разрабатывались стратегии для ее достижения.
Однако за последние лет 20 все это стало непосильной ношей. И дело не в том, что цель слишком далекая или средства негодные, а в том, что нормы реальной политики в целом утрачивают свои позиции. Вспомните, как почти равнодушно было воспринято недавнее выступление бывшего госсекретаря США Генри Киссинджера о том, на каких условиях закончится спецоперация РФ на Украине, и как в этой связи изменится роль НАТО в Европе. А он-то в принципе умные вещи говорил. Киссинджер действовал как раз в рамках своих критериев реальной политики, где имелись цель и методы ее достижения. А сейчас все это превращается в набор символических жестов и почти балетных па».
По словам эксперта, многие международные организации становятся бессмысленными побрякушками. А страны, которые в настоящее время находятся на подъеме и которые еще в силу динамики своего развития или в силу своей политической культуры предпочитают работать с реальными целями, ищут организации и сферы, где их можно реализовать или, по крайне мере, приблизиться к их решению.
«Не секрет, что сейчас наступает эпоха передела, переорганизации и переформатирования большинства международных организаций, начиная от ООН, и заканчивая НАТО, - продолжает политолог. – Страны, которые заявили о намерении вступить в БРИКС - крупные региональные державы. Они ищут более реальные методы приложения своих сил для достижения конкретных целей. Играть в устаревшие форматы у них нет ни времени, ни желания. Этим пусть занимаются Швеция и Финляндия.
Более того, эти государства пытаются подтвердить свое положение в мире. Египет, к примеру, практически центральная страна Магриба, Саудовская Аравия – один из крупнейших мировых экспортеров нефти и государство, претендующее на лидерство в исламском мире. А исламский мир – это вам не Западная Европа, а огромное пространство с огромным населением.
Турция - страна, которая достаточно сильна и в экономическом, и в военном плане (все-таки вторая армия НАТО), которую в Североатлантическом альянсе постоянно держат на вторых, если не на третьих ролях. И сейчас, в поисках новых площадок для работы и развития, она, с одной стороны, как и всегда преследует свою цель стать главной в тюркском мире, а с другой - хочет закрепить свое положение в Средиземноморье. Отсюда и ее игры с НАТО, и все возрастающие требования, вплоть до признания Турецкой Республики Северного Кипра (ТРСК). Очевидна нацеленность Анкары на экономическое доминирование в регионе, в планах строительство канала параллельно Босфору.
Таким образом, и Турция, и Египет, и Саудовская Аравия хотят опереться на авторитет и помощь со стороны членов БРИКС. А это совсем не мало. Надо еще поискать организацию, члены которой более ли менее одинаково смотрели бы на перспективы решения актуальных мировых вопросов».