Какая связь между ВОЗ и митингами в России, спросите вы? Догадаться и впрямь нелегко, так что воспроизведем всю недлинную цепочку рассуждений, представленную в письме, подписанном первым замруководителя Департамента региональной безопасности и противодействия коррупции города Москвы Олейником. Ответ этот, пожалуй, можно назвать шаблонным: точно такой образ мыслей и действий демонстрируют власти большинства остальных регионов страны.
Впрочем, перед этим стоит уточнить, на что именно отвечали в мэрии. Московские яблочники пожаловались на непоследовательность властей в вопросе смягчения антиковидных мер. «В столице и других регионах с весны был снят ряд ограничений в связи с эпидемией ковида, — сообщается на сайте партии. — Кроме того, весной прошли крупные развлекательные мероприятия, связанные с годовщиной присоединения Крыма... Однако ни одно массовое мероприятие партии «Яблоко» согласовано не было. Каждый раз мэрия ссылалась на ковидные запреты».
«С учетом эпидемиологической ситуации... происходит постепенная отмена введенных ранее ограничительных мер... что позволило проводить в городе Москве массовые зрелищные и культурно-досуговые мероприятия, — соглашается г-н Олейник. — Однако полностью отменять противоэпидемиологические ограничения преждевременно, о чем свидетельствует международный опыт... Решение об отмене режима повышенной готовности будет принято после объявления Всемирной организацией здравоохранения о завершении пандемии COVID-19, то есть при устранении обстоятельств, послуживших основанием для введения на территории города Москвы режима повышенной готовности...».
В общем, все вопросы теперь к ВОЗ. Когда та даст команду «отбой», тогда и разрешат митинги. Впрочем, кое-какие вопросы есть и к нашим чиновникам. Насколько известно, нет никаких документов Всемирной организации здравоохранения, в которых утверждалось бы, что политические акции более опасны, чем какие-либо иные массовые мероприятия. Это уже открытие наших властей. И открытие явно не из области медицины.
Медицинской логикой не объяснишь то, что запрещают не только митинги, но даже одиночные пикеты. Но при этом мероприятия, не связанные с критикой властей, не встречают никаких ограничений, ни малейшего противодействия. Ни народные гулянья в дни государственных и местночтимых праздников, ни митинги-концерты, ни прочие акции на свежем воздухе. Даже супермассовые. Скажем, в последней акции «Бессмертный полк», по данным МВД, приняли участие более 12 миллионов человек по всей стране (в Москве — более миллиона).
Акция эта, никто не спорит, нужная и важная. Но в эпидемиологическом плане положа руку на сердце все-таки куда более рискованная, чем одиночный пикет. Нет, теоретически нельзя исключать, что российские чиновники знают о вирусах нечто такое, о чем не ведают ни ученые мужи, ни тем более мы, простые наивные смертные. Но лучше, право, было бы, если бы они хорошо разбирались в законах собственной страны. В первую очередь в законе Основном.
Конституция РФ никак не регламентирует неполитические мероприятия, однако по поводу акций политических высказывается вполне определенно: «Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование». И вы удивитесь — совершенно ничего не говорит ни о вирусах, ни о ВОЗ.