Проверка КТК была инициирована российской стороной еще в марте, и она выявила нарушения плана ликвидации аварийных разливов нефти. Однако большинство экспертов связали решение о приостановке работы КТК с выступлением президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева на Санкт-Петербургском международном экономическом форуме. В присутствии Путина Токаев назвал Донецкую и Луганскую народные республики «квазигосударственными территориями» и объяснил, почему Казахстан их не признает. По его словам, если все нации реализуют свое право на самоопределение, то в мире может наступить «хаос». После приостановки работы КТК Токаев поручил наладить новые маршруты экспорта нефти в обход России.
Почему же РФ все же решила разблокировать работу КТК? Специально для МК ситуацию проанализировал руководитель отдела Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ Андрей Грозин.
- Были ли достигнуты какие-то непубличные договоренности между РФ и Казахстаном?
- Сегодня состоялся телефонный разговор между Путиным и Токаевым. Вполне возможно, что он отчасти был связан и с этими вопросами. Но изначально было понятно, что обе стороны не заинтересованы в том, чтобы доводить первое судебное решение до реализации. Приостановка работы трубопровода на один месяц для устранения экологических проблем нанесла бы очень серьезный финансовый ущерб и акционерам КТК, и бюджету Казахстана, который по самым скромным оценкам мог бы потерять от 20 до 40 миллионов долларов. Но дело даже не в деньгах, а в том, что отношениям двух государств был бы нанесен очень серьезный ущерб, потому что вопрос тут не экономический, а во многом политический. Противники российско-казахстанского партнерства уже вовсю разгоняют тему, что РФ якобы пытается таким образом выкрутить Казахстану руки, хочет поставить его на колени и т.д. Таких оценок предостаточно в казахстанских национал-патриотических пабликах. Лить воду на мельницу подобных настроений не в интересах РФ. И не в интересах власти Казахстана. Потому что при всех упреках, что эта власть часто закрывает глаза на художества казахстанских национал-патриотов, на русофобские выпады, тем не менее все-таки власти Казахстана стараются по возможности ограничивать эту вольницу, которая там особенно расцвела после январских событий. Отсюда напряжение в двусторонних отношениях, и любой хозяйственный спор толкуется противниками российско-казахстанской дружбы как имеющий политическую подоплеку. Это происходит с двух сторон. И в РФ часть людей, формирующих медийную повестку, старается очернить политику Казахстана. На самом деле в ней борются разные тенденции, и пока нет определенности, какая возобладает. Стремление примкнуть к западному лагерю в его давлении на РФ, либо здравое понимание того, что если поддерживать западную санкционную политику, то экономика Казахстана понесет серьезный ущерб. Ясно, что решение, которое мы обсуждаем, было принято для того, чтобы сбить эту русофобскую волну, не дать почвы злопыхателям для обвинений РФ в том, что она использует экономические рычаги для оказания политического давления.
- А первоначальное решение о приостановке работы КТК было политическим?
- Там на самом деле были серьезные претензии со стороны наших экологических ведомств. Они занимались изучением технического состояния каспийского трубопроводного консорциума несколько месяцев. Там собрана серьезная доказательная база. Ясно, что первый судебный вердикт взялся не с потолка. Во многом он оправдан. Очевидно, что в итоге решение было принято после каких-то непубличных консультаций, информацию о которых ни одна из сторон в полном объеме доводить до общественности не станет. Потому что обнародование каких-то фактов из разговоров высшего руководства сторон может нанести ущерб национальной безопасности РФ или Казахстана. Так что все это останется предметом для самых разнообразных предположений. Ясно, что в ходе этих переговоров в том числе наверняка обсуждался и вопрос экологии. Хотя бы с учетом того, что на последнем 6-м форуме каспийских государств экологическая тема звучала достаточно серьезно, в том числе и в выступлениях президента РФ. Ясно, что КТК является объектом пристального экологического наблюдения. И хозяйствующие субъекты, занимающиеся прокачкой нефти, будут устранять выявленные недостатки. Надо разблокировать проблемы, которые у КТК наблюдаются после штормов, когда были повреждены два выносных причальных устройства из трех, а также были неприятности в акватории новороссийского порта. Но при этом у противников дружеских отношений РФ и Казахстана появилась почва для разговоров о том, что якобы Россия стремится заблокировать экспорт казахстанской нефти. Хотя портить отношения с Казахстаном – это не в российских интересах. Думаю, что обе стороны предпримут усилия, чтобы сгладить возникшее между ними напряжение.