Телефонный разговор Александра Лукашенко и Владимира Путина затронул самые актуальные темы дня, в числе которых, была, конечно же, и блокада Калининграда со стороны Литвы. Означает ли это, что Белоруссия захочет объединить свои усилия с Российской Федерацией в давлении на Литву?
«Думаю, Белоруссия никак в этом участвовать не будет, – считает российский политолог, заместитель декана факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Андрей Суздальцев, – но это правильный разговор, наш транзит в Калининград начинается с белорусской территории и идёт через Вильнюс в Калининград. Проблема в том, что Литва от нас не во многом зависит: Дипломатическое давление бесполезно, политическое тоже, военное не рассматриваем. Сегодня губернатор Калининграда настаивал на том, чтобы прекратить транзит любых товаров через территорию Прибалтики. Но таких товаров практически нет. Отключить энергосистему — вот могла быть тема разговора с Лукашенко, как и то, что через Литву и Белоруссию в Калининград идёт газ. Это серьёзные темы для разговора двух президентов, но сам разговор – предварительный.»
Всё чаще идут разговоры о том, что Россия может использовать в качестве ответной меры лишение Литвы электроэнегрии. Ещё в июне глава комитета Госдумы по международным делам Леонид Слуцкий. сообщил о том, что Литва может быть оторвана от электрического кольца БРЭЛЛ. Это синхронная работа пяти стран, от первых букв которых и происходит аббревиатура – Белоруссия, Россия, Эстония, Латвия и Литва. В далёком 2001 году эти страны договорились друг с другом о взаимном обмене электрической энергией и поддержке друг друга в случаях аварий. На основе этого появилось соглашение. Однако, со временем страны Прибалтики захотели стать независимыми от электроэнергии Российской Федерации, и в 2022 году заключили соглашение, предполагающее выход из БРЭЛЛ до 2025 года. Готовясь к выходу из кольца, страны Прибалтики несколько раз проводили тестовое отключение ЛЭП с Россией и Белоруссией, но это приводило к серьёзному росту цен в этих странах, поскольку вырос импорт электроэнергии из других стран. Например, из Польши и Швеции. Экономические ограничения Калининграда могут ускорить выход Прибалтики из энергокольца, прекратив его существование, но при этом серьёзно ударить по ценам на энергоресурсы в этих странах.