В последние годы считалось, что в списке угроз, стоящими перед Страной восходящего солнца, терроризм не занимает верхних строчек. Однако нельзя сказать, что японцы совсем не подвержены связанным с политическим или религиозным экстремизмом угрозам.
Самый известный теракт в Японии – это зариновая атака в токийском метро, которую 20 марта 1995 года устроили адепты тоталитарной секты «Аум Синрикё» (признана террористической организацией и запрещена в России). Злоумышленники проткнули пакеты с зарином в вагонах метрополитена. Жертвами нападения стали до 27 человек, счет пострадавших шел на тысячи.
В ходе расследования были арестованы сотни сторонников «Аум Синрикё», включая и лидера сектантов Сёку Асахара, чьё учение основывалось на скором ожидании конца света и последней битвы «Добра» и «Зла», в которой должны быть истреблены все «грешники». Считается, что именно он отдал приказ о газовой атаке.
Суд признал его виновным по 13 из 17 обвинений и приговорил в 2004 году к смертной казни через повешение. Всего суд вынес 12 смертных приговоров руководителям секты и их сообщникам. Смертные приговоры были приведены в исполнение в июле 2018 года – к слову, это случилось во время нахождения Синдзо Абэ на посту главы японского правительства.
Вряд ли можно отнести к «чистому» терроризму нападение 31 октября 2021 года 24-летнего Киоты Хаттори, который бросался с ножом на людей и устроил поджог поезда в западном пригороде Токио. Несмотря на то что такой стиль атаки напоминает действия террористов-одиночек в странах Европы и на Ближнем Востоке, задержанный нападавший объяснил свои действиями проблемами с работой и друзьями.
Несколькими месяцами ранее, 6 августа 2021 года, аналогичная история разыгралась в пригородном поезде на железной дороге в Токио. Некий 36-летний Юсуке Цусима начал без разбора наносить ножевые ранения людям в пригородном поезде, ранив четырех женщин и пятерых мужчин. Прежде чем сбежать, злоумышленник попытался устроить пожар в вагоне. Судя по всему, Цусима действовал из женоненавистнических побуждений, так как не мог выстроить отношений с представительницами противоположного пола. В своих проблемах личной жизни японец обвинил общество.
Несмотря на репутацию Японии как страны с одним из самых низких уровней преступности в мире, в 2000-е и 2010-е годы там имели место серьезные случаи нападений на людей с использованием холодного оружия.
В 2001 году 37-летний бывший заключенный, отличавшийся психической нестабильностью и антисоциальным поведением, Мамору Такума убил восемь детей в начальной школе во время резни в школе в Осаке. В 2008 году 25-летний Томохиро Като устроил бойню в Акихабаре, убив семь человек. В 2016 году 26-летний Сатоси Уэмацу совершил одно из самых серьезных массовых убийств в Японии со времен Второй мировой войны, зарезав 19 инвалидов в медицинском центре. И это далеко не полный список подобных нападений.
Несмотря на кровавые последствия таких атак, эти действия одиночек не могут сравниться с историей самой известной – помимо «Аум Синрикё» – и самой настоящей террористической группировки Страны восходящего солнца. Речь идет о фанатиках-леваках из так называемой «Японской Красной Армии» (Нихон сэкигун). Несмотря на название и декларируемую приверженность коммунистической идеологии, ультрарадикальная группировка в числе своих врагов числила наряду с капиталистами, империалистами и сионистами также и советских «ревизионистов».
Эта организация завоевала в 1970-е годы репутацию одной из самых «отмороженных» террористических групп того времени. О ней вспомнили совсем недавно, когда в конце мая из японской тюрьмы на свободу вышла отбывшая 20-летний срок за нападение на посольство Франции в Нидерландах Фусако Сигэнобу.
Эту «Императрицу террора», бывшую работницу компании по производству соевого соуса, называют основательницей «Японской Красной Армии», устраивавшей вооруженные нападения по всему миру в поддержку дела палестинцев. Считается, что именно она организовала в 1972 году расстрел в тель-авивском аэропорту Лод, в результате которого 26 человек погибли и около 80 получили ранения. Это была безжалостная бойня.
Трое одетых в деловые костюмы японцев вели длинными очередями автоматный огонь по людям в пассажирском терминале. Около половины погибших оказались христианскими паломниками, прибывшими на Святую землю из Пуэрто-Рико. В числе погибших оказался и бывший президент Академии наук Израиля Аарон Кацир, брат будущего президента Израиля Эфраима Кацира. Два террориста погибли в ходе нападения, один оказался в израильской тюрьме, но был после 13-летней отсидки вместе с сотнями других заключенных обменен к трех израильских солдат.
В августе 1975 года японские «красноармейцы» взяли более 50 заложников в Куала-Лумпуре (Малайзия). Среди захваченных оказался американский консул и шведский поверенный в делах. Японское правительство вынуждено было освободить 5 заключённых «красноармейцев» и доставить их в малайзийскую столицу. После чего все заложники были отпущены, а экстремисты на предоставленном им самолёте улетели в Ливию.
А в сентябре 1977 года членами группировки был угнан самолет Japan Airlines. Правительство Японии освободило шестерых членов «Красной Армии» и выплатило выкуп в размере 6 миллионов долларов. Боевики скрылись в Алжире.
Один из последних громких терактов «Японской Красной Армии» – взрыв в в американском клубе в Неаполе в апреле 1988 года – тогда погибли пять человек.
Фусако Сигэнобу жила в бегах на Ближнем Востоке около тридцати лет, но была арестована в Осаке в ноябре 2000 года после того, как тайно вернулась в Японию по поддельному паспорту и зарегистрировалась в отеле под видом мужчины.
Шесть лет спустя «императрицу» приговорили к длительному тюремному заключению за участие в нападение на французское посольство в Гааге в 1974 году. В ходе теракта трое «красноармейцев» ворвались в дипмиссию, взяв в заложники посла и 10 других сотрудников на 100 часов. В ходе теракта двое полицейских получили ранения. Франция положила выполнила требования террористов, освободив заключенного в тюрьму боевика «Красной Армии», который улетел с захватчиками заложников на самолете в Сирию. Хотя Сигэнобу не принимала личного участия в нападении, суд обвинил ее в том, что она координировала операцию с Народным фронтом освобождения Палестины.
Находясь уже в тюрьме, в апреле 2001 года Сигэнобу объявила о роспуске «Красной Армии». (После этого Государственный департамент США вычеркнул группировку из списка действующих террористических организаций). В письме репортеру Japan Times в 2017 году она признала, что группировка не достигла своих целей: «Наши надежды не оправдались, и все закончилось некрасиво». Выйдя на свободу, экс-террористка сообщила, что хочет сосредоточится на своем лечении (в заключении у нее диагностировали рак толстой кишки и кишечника, и она перенесла несколько операций).
Сомнительно, что покушение на Синдзо Абэ было осуществлено сторонником какой-либо террористической группировки. Тем более, что орудием убийства стало грубо сработанная самодельная двустволка в виде двух трубок, примотанных скотчем к деревянному ложу. Предположительно, речь идет о действиях одиночки. Тем более, что о времени и месте выступления экс-премьера в городе Нара было сообщено только вечером в четверг.
Как сообщалось, 41-летний местный житель Тэцуя Ямагами заявил, что собирался убить Абэ, потому что был недоволен его политикой. И здесь можно пока только гадать, чем же не угодил политик своему убийце. Может, Ямагами оказался недоволен экономическими усилиями Абэ (его политика, названная «абэномикой», была направлена на то, чтобы вывести третью по величине экономику мира из дефляции). А может, он был недоволен тем, что экс-премьер высказывался за увеличение оборонного бюджета и поддерживал более заметную роль вооруженных сил Японии для противостояния растущим вызовам со стороны Северной Кореи и Китая.
Или же наоборот – нападавший возненавидел экс-премьера за то, что тот не довел до конца свои планы по пересмотру «пацифистской» Конституции Японии, которая запрещает стране применять силу для разрешения международных споров. Или у Ямагами появился зуб на Абэ из-за того, как его правительство действовало на заре пандемии коронавируса. Не исключено также, что у «террориста» просто не все дома...
Как бы то ни было, нынешнее нападение заставляет, скорее, вспомнить об убийстве 12 октября 1960 года председателя Социалистической партии Инедзиро Асанума. Во время теледебатов в общественном зале Хибия в Токио 17-летний ультранационалист правого толка Отоя Ямагути ворвался на сцену и смертельно ранил политика коротким мечом-вакидзаси. Поскольку убийство произошло в прямом эфире, оно породило ряд схожих нападений. Так, в феврале 1961 года еще один 17-летний ультраправый националист Кадзутака Комори попытался совершить убийство издателя журнала Chuo Koron.
Более того, можно вспомнить и попытке японского террориста-одиночки убить будущего российского императора Николая II. Посетивший Японию весной 1891 года цесаревич Николай Александрович в городе Оцу чуть не стал жертвой нападения полицейского Цуды Сандзо. Судя по всему, фанатик действовал на почве ксенофобии, ему не понравилось, что чужеземному принцу оказали императорские почести, по другой версии, он возмутился тем, что Николай при посещении буддистского храма не стал будто бы снимать обувь. Есть и предположение, что ему не понравилось то, что Россия владеет Сахалином.
Как бы то ни было, японский городовой кинулся к коляске, в которой рикша вёз Николая, и саблей успел нанести два удара. К счастью для будущего самодержца всероссийского, ранения оказались не слишком тяжелыми (хотя до конца жизни Николая II мучили головные боли). А арестованный Цуда Сандзо был приговорён к пожизненной каторге, но уже через несколько месяцев после вынесения судебного решения скончался от пневмонии в заключении на острове Хоккайдо.
Был в истории Японии и случай убийства действующего премьер-министра. Но 77-летний глава правительства Инукаи Цуёси был застрелен 15 мая 1932 года не в результате покушения, а во время военного путча, устроенного группой офицеров Императорского флота при поддержке кадетов Императорской армии и националистов из организации «Лига крови».
Желавшие установить в стране военную диктатуру заговорщики ворвались в премьерскую резиденцию и застрелили Инукаи Цуёси, пытавшегося вступить в диалог с мятежниками. К слову, в планах путчистов было также и убийство прибывшего в Японию Чарли Чаплина (его смерть спровоцировала бы, по мнению участников заговора, напряжённость в отношениях Вашингтона и Токио на благо японскому обществу). Но в момент нападения Чаплин вместе с сыном премьер-министра находился на матче сумо.
Несмотря на убийство премьер-министра, попытка переворота провалилась, а заговорщики сдались полиции. На удивление, вынесенный трибуналом приговор под нажимом общественного мнения оказался очень мягким – подсудимые получили лишь по нескольку лет лишения свободы.