Опрос YouGov, проведенный среди консерваторов о том, за кого они проголосовали бы в качестве нового партлидера и премьер-министра, показал, что хорошие шансы имеет Бен Уоллес.
Министр обороны стал фаворитом у консерваторов после того, как сыграл заметную роль в реакции Лондона на события на Украине, отмечает Independent.
Согласно свежему опросу, 52-летний глава военного ведомства обходит всех других претендентов на роль лидера тори.
Именно рядовым члены Консервативной партии в конечном итоге предстоит решить, кто станет премьер-министром, но они смогут выбирать только между двумя последними кандидатами, оставшимися из более широкого круга депутатов-консерваторов, который будет сужаться в течение нескольких туров голосования.
Так что попадание Уоллеса, несмотря на популярность среди простых тори, в «шорт-лист», не предопределено. Он может вылететь из списка кандидатов в лидеры партии на одном из этапов, когда отсеиванием займутся члены парламента, то есть искушенные в политических интригах деятели. Так что Уоллесу, если он хочет добиться успеха, придется озаботиться созданием достаточно большой базы поддержки среди консерваторов в парламенте.
Пока же, согласно данным социологов, по своей популярности Бен Уоллес опережает министра иностранных дел Лиз Трасс (48% против 29%), младшего министра по торговой политике, а в прошлом первую женщину — главу Минобороны Великобритании Пенни Мордонт (48% против 26%), бывшего канцлера Казначейства Риши Сунака (51% против 30%) и экс-главу МИД Джереми Ханта (58% против 22%).
Хотя для Уоллеса такая картина выглядит соблазнительной, все еще может десять раз поменяться в ходе выборной схватки на выбывание. Да и сам Бен Уоллес пока не торопится с объявлением о том, что он будет участвовать в конкурсе на роль партийного лидера. К слову, глава Минобороны не был в числе «мятежников», устроивших массовый исход членов правительства, а действовал вполне лояльно по отношению к зашатавшемуся под ударами внутренней оппозиции Джонсону. И как раз это может сыграть ему на руку – с одной стороны, он – это не Джонсон, но с другой – и не «смутьян».
Бен Уоллес в прошлом был кадровым военным, имеет звание капитана. В 19-летнем возрасте он поступил в Королевскую военную академию в Сандхерсте, затем служил в Шотландской гвардии.
В ходе военной службы побывал в Северной Ирландии, Германии, на Кипре и в Белизе. Поскольку Бен Уоллес находился на дежурстве в ночь смерти принцессы Дианы, принцессы Уэльской, его отправили в Париж в составе подразделения, которому было поручено доставить ее тело в Великобританию.
Уйдя из армии, с головой окунулся в политику. Здесь, судя по всему, ему на руку сыграла служба в Шотландской гвардии – он стал членом парламента Шотландии от партии консерваторов и был теневым официальным представителем шотландских консерваторов по здравоохранению. Но границы страны виски и килта для него были тесны – и в 2005 году Уоллес стал членом британского парламента, однако связей с Шотландией не порывал.
Поднимаясь по карьерной лестнице, Бен Уоллес занимал ряд высоких постов – от лорд-комиссара казначейства до замминистра внутренних дел. В июле 2019 года Борис Джонсон назначил Уоллеса министром обороны Великобритании (вместо вышеупомянутой Пенни Мордонт).
На фоне изоляционистских «закидонов» американского президента Трампа с его лозунгом «Америка прежде всего» Бен Уоллес заявлял, что Британия «должна быть готова вести войны без США», одного из ключевых союзников Лондона. Глава Минобороны выступал тогда за то, «чтобы сделать Великобританию менее зависимой от США в будущих конфликтах».
Раскритиковал Уоллес действия американского командования и во времена Байдена – когда США бежали из Афганистана, бросив эту страну на милость захвативших власть в Кабуле исламистских радикалов.
В случае если Уоллес станет премьер-министром Великобритании, антироссийская линия Бориса Джонсона будет продолжен на все сто. Тому свидетельство те многочисленные резкие, граничащие с фолом (а иногда и за гранью приличий), заявления британского министра в адрес России, ее руководства и военной операции на Украине. Неудивительно, что в апреле этого года Уоллес (наряду с Джонсоном, главой Форин-офиса Лиз Трасс и рядом других британских деятелей) попал в список персон, которым запрещен въезд в российские пределы.
Чего стоят, к примеру, его призывы предать российских военачальников военному трибуналу за их действия во время украинского конфликта. Высшее руководства РФ британский министр, неизменно выражающий поддержку Киеву, обвинил в том, что оно «разорвало в клочья как прошлое России, так и ее будущее».
Или можно вспомнить шапкозакидательские заявления Уоллеса в феврале этого года, когда он сказал, что шотландские гвардейцы «пинали под зад» Николая I во время Крымской войны с Россией в XIX веке и могли бы это повторить. И тот же Уоллес утверждает: «Россия очень опасна на мировой арене. Мир менее безопасен, чем два-три года назад, и вряд ли изменится до конца десятилетия».
Естественно, выдавая желаемое за действительное, прошедшей весной Бен Уоллес несколько раз заявлял о том, что российская армия на Украине «истощена и сломлена». Впрочем, это не мешает британскому министру – противореча своим же собственным словам – заявлять, что существует «реальный риск» того, что Россия может «наброситься» на Великобританию и ее европейских союзников.
Само собой, глава британского Минобороны активно высказывался по поводу усиления военного присутствия НАТО близ российских границ.
Помимо чисто русофобской мотивации Беном Уоллесом явно двигали и вполне прагматические соображения: под шум украинского кризиса он получил основания выколачивать из бюджета больше денег для возглавляемого им ведомства. В преддверии недавно прошедшего в Мадриде саммита Североатлантического альянса министр потребовал увеличения военных расходов с «середины десятилетия», заявив, что «угроза со стороны России» означает необходимость устранения ряда «уязвимых мест».
Боевой задор не помешал Уоллесу стать одной из жертв телефонных пранкеров Лексуса и Вована, выступивших от лица украинского премьер-министра Шмыгаля. Попавшийся на «развод» британский министр заявил, что Лондон поддерживает стремление Киева вступить в НАТО, и рассказал о поставках вооружения (в том числе и ПТУР типа NLAW) украинским военным.