С начала года страны Центральной Азии, одна за другой, стали выпадать из долгосрочной «зоны комфорта», сталкиваясь с очагами внутреннего сопротивления. И хотя триггером всех этих конфликтов были внутренние проблемы (в Казахстане поводом стало повышение цен на газ, в Таджикистане - беспредел правоохранителей) — но власти этих стран уверяют, что без внешнего вмешательства не обошлось.
Об этом же говорят сейчас в Ташкенте. Хотя повод для «вспышки сепаратизма» вполне прозрачный: грядущие изменения в Конституции страны. В предлагаемых правках, касаемых Каракалпакстана (статьи 70-74), автономный статус республики остается, но куда-то исчезло слово «суверенный». Кроме того, убрали статью, говорящую о возможности Каракалпакстана выйти из состава Узбекистана путем проведения референдума. И хотя каракалпакская автономия доселе не выражала намерения куда-то уйти, но, видимо, сам вид «закрытой двери» вызвал в народе волнения. Хотя понятно, что это лишь верхушка айсберга и причин у дотационного региона для недовольства хватает. Косвенно это подтверждается и тем, что президент Мирзиеев, прибывший в восставший город Нукус, уже к вечеру вроде бы снял все противоречия, сообщив, что суверенный статус автономии в Конституции необходимо оставить. Однако митинговая активность не спала, напротив — начал подтягиваться народ из области...
Как может разрешиться нынешняя ситуация, «МК» рассказал эксперт Центра изучения Центральной Азии и Кавказа Института востоковедения РАН Станислав Притчин:
- Власти Узбекистана сообщают, что в нынешних волнениях в Каракалпакии видно вмешательство внешних сил. Насколько это соответствует действительности?
- Пока следов иностранного участия в событиях не просматривается. Здесь все же, мне кажется, сыграл роль внутренний фактор — недооценка социально-экономического недовольства населения республики. Никто не анализировал, насколько вопрос автономного статуса Каракалпакии важен для населения и насколько он координируется со всем остальным. Как оказалось — этот вопрос стал хорошим мобилизирующим фактором, организаторы смогли вывести на улицы несколько тысяч человек.
- Но ведь Мирзиеев уже пообещал, что суверенный статус автономной республики останется не тронутым.
- Есть определенная инерция событий. Понятно, что людей мобилизовали, они готовы были выходить на улицы и даже вступать в столкновениях с правоохранительными органами. Здесь уже все гораздо глубиннее. Поэтому решение властей об отмене этих норм может сыграть роль в долгосрочном плане. Но в конкретной ситуации — вряд ли. Помните, в Казахстане в январе тоже сразу цены на газ снизили, но это уже никого не остановило. На самом деле перед узбекскими властями стоит очень серьезная задача — не только быстро стабилизировать ситуацию в Каракалпакии, но и не дать перекинуться этой искре на другие регионы. Наверное, за все президентство Мирзиеева — это первый такой серьезный кризис для него. И его дальнейшее пребывание на посту президента во многом будет зависеть от того, как его команда сейчас справится с этой ситуацией.
- Сейчас введено ЧП на месяц. Можно ли с помощью этих мер достигнуть стабилизации ситуации?
- В масштабах страны это все равно достаточно «периферийный» вопрос. Каракалпакстан по площади, конечно, занимает 37% территории Узбекистана. Но по населению — это меньше 6%, 2 миллиона жителей при общей численности граждан страны в 35 миллионов. К тому же не совсем понятен мотив протестующих. Потому что сохранение нормы о выходе из состава Узбекистана при общем отсутствии поползновений к сепаратизму в регионе — полная формальность. Там смешанное население, регион — пустынный, не имеет ресурсов, не имеет запасов воды, полностью зависит от субсидий со стороны государства. Это не Курдистан, который может существовать самостоятельно. К тому же республика граничит с Туркменистаном и Казахстаном. По сути, ей просто некуда уходить. На мой взгляд, Узбекистану сейчас просто надо предложить республике какие-то социальные программы, чтобы стабилизировать там ситуацию.